15 сентября 2019 года в Москве отметили 10-ю годовщину преставления главного регента и уставщика хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, заслуженного профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля). Вечером 15 сентября в московском концертном зале «Зарядье» прошёл торжественный концерт Хора Троице-Сергиевой Лавры.
Торжественные мероприятия памяти отца Матфея организовал фонд «Наследие архимандрита Матфея (Мормыля)» при поддержке Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии.
Репертуар программы составили на основе дискографии, созданной отцом Матфеем за долгие годы его служения. В эту программу вошли не все известные песнопения Концертного хора Троице-Сергиевой Лавры, а преимущественно этапные фрагменты творческой деятельности отца Матфея и его коллектива.
В начале концерта хор пропел «Вечную память» великому регенту.
На экране появился видеофрагмент из фильма, где отец Матфей спрашивает певчих «Как слышно, братья? Удобно ли стоять?» По взмаху руки отца Матфея на экране хор на сцене запел «Приидите, поклонимся». Все песнопение хор пропел под управлением архимандрита Матфея (Мормыля).
С приветственным словом к зрителям обратился ректор Сретенской семинарии, наместник Сретенского монастыря архиепископ Верейский Амвросий:
Десять лет прошло с того самого дня, когда в мир иной ушел учитель тысяч людей. Сегодня тысячи людей не только в России, Украине, Беларуси, но и в Европе, Австралии, Америке, по всему миру поминают этого человека, вспоминают его добрым словом и с добрым сердцем.
Многим он подарил самое главное – любовь к Богу, любовь к Церкви, любовь к богослужению. И тонкое, удивительно чуткое понимание церковного пения, которое мог подарить только он, этот уникальный человек, данный Русской Православной Церкви в XX веке Богом, но развивший свои таланты таким образом, что они не специально, а жизненно передались многим и многим людям.
Десять лет назад в Троице-Сергиеву Лавру без всяких приглашений, просто по велению сердца, тысячи его учеников, последователей, носителей духа прибыли в Обитель преподобного Сергия для того, чтобы проститься со своим учителем и отцом. Сегодня многие и многие люди вновь поминают это имя. Это имя будет звучать в веках.
Сегодняшний концерт – это даже не столько, может быть, концерт в память об отце Матфее. Это воскрешение в жизни каждого из нас всех тех моментов жизни, которые мы, глядя на его образ, переживаем, вспоминаем свою юность, годы своего обучения в Московской духовной академии, годы пребывания в Троице-Сергиевой Лавре. Этот концерт проходит под его управлением. Он здесь главный регент. И главное слово сегодня вновь и вновь за ним.
А мне, как наместнику Сретенского монастыря, сегодня очень дорого то, что вечер памяти проходит рядом с этой обителью. Отец Матфей соединил многие и многие обители, храмы, сердца. Ровно девятнадцать лет назад он также сделал свой вклад в историю Сретенского Московского ставропигиального монастыря и дал свое благословение хору, который сегодня знаменит на весь мир. Который, насколько мог, вместил в себя это благословение и постарался быть причастником славной традиции. Она неповторима, она исходит свыше, от нашего Небесного Отца, Которого так возлюбил в своей жизни отец Матфей и передал эту любовь всем, кто хоть раз с ним соприкоснулся.
Хор исполнил песнопения «Днесь благодать Святаго Духа нас собра» (музыка иеромонаха Нафанаила), «Союзом любве» (музыка Петра Турчанинова) и «Уне тебе бяше, Иудо» (музыка Александра Кастальского). Все песнопения прошли обработку архимандрита Матфея (Мормыля) для мужского хора.
В течение концерта на экране показали фрагменты интервью с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, советским российским хоровым дирижёром, народным артистом СССР Владимиром Мининым и руководителем Московского Синодального хора, заслуженным артистом России Алексеем Пузаковым.
Песнопения чередовались с рассказами из жизни архимандрита Матфея. Хор исполнил 103 псалом «Благослови, душе моя, Господа», «Хвалите Господа» (музыка Павла Чеснокова), догматик 7 гласа знаменного распева (музыка Александра Кастальского), «Ныне отпущаеши» (музыка Александра Кастальского), «От юности моея» (музыка Александра Никольского), «Свете Тихий» (музыка Павла Иванова-Радкевича), «Хвалите имя Господне» (музыка Александра Гречанинова).
Во втором отделении Концертный хор Троице-Сергиевой Лавры исполнил светилен основателю обители преподобному Сергию Радонежскому «Процвел еси». Воспоминаниями со зрителями поделился ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим:
Удивительным педагогом был отец Матфей, тонким, внимательным, очень любящим. Я, к своему ужасу, оказался в его хоре. Это я, который, когда начинал петь, меня умоляли, чтобы я замолчал. На прослушивании мне достался тропарь Успению. По-моему, это был единственный тропарь, который я мог спеть небезобразно.
Потом, когда вывесили списки, я узнал, что меня взяли в хор отца Матфея. Для меня это было пыткой. Я никогда не забуду первые спевки. Один стоит, повязанный шарфом или платком, как заяц с ушами. У другого на губе висит клочок бумаги, чтобы он губой не шлепал. У третьего кусок бумаги засунут под верхнюю губу. Я с ужасом ждал, когда до меня дойдет очередь и мне придется петь, и молился: «Господи, хоть бы мне только не опозориться!»
Дошли наконец до басов, и мне нужно было петь. Я спел – хор покатился со смеху. Я смотрю на отца Матфея — а у него в глазах страх. Он почувствовал мое душевное состояние, тут же прекратил общий хохот и перешел на кого-то другого. Больше он меня никогда не трогал.
Но мне то все равно нужно было петь. Прошло два месяца. А уйти из хора отца Матфея было невозможно, если только «выкинут». Я к нему подхожу: «Батюшка, я себя чувствую в Вашем хоре как грешник в раю, отпустите меня». Он: «Сколько тебе лет?» — «33», — «Ну да, староват уже». В общем, он меня отпустил: «Иди, ищи другое послушание».
Потом мы с ним встретились уже на 4 курсе семинарии, когда он преподавал Новый Завет, послания апостола Павла. Послания апостола Павла сложно преподавать. А отцу Матфею это удавалось — причём строго в святоотеческом духе. У него это получалось. И вновь я увидел внимательное, личное отношение к каждому ученику. Он каждого раскрывал, к каждому был внимателен. Я его так полюбил, что взял у него дипломную работу по антропологии апостола Павла.
За эти десять лет я стал все больше и больше понимать – он нас любил сильнее, чем мы его. Как апостол Павел обращался к христианской общине: «Я вас люблю больше, чем вы меня». Большое видится на расстоянии, тем более такое великое явление, как отец Матфей. По прошествии десяти лет понимаешь, как ты его любил, и сейчас любишь еще больше.
Сохраним эту любовь в своих сердцах, передадим ее потомкам — это именно та благодатная любовь, которая «никогда не перестает».
Хор исполнил песнопения «Не ввери мя человеческому предстательству» (музыка Степана Смоленского), «Со святыми упокой» (из Панихиды древних распевов), «Господи, воззвах» (распева Гефсиманского скита, со стихирой 8 гласа), «К Богородице прилежно», «О, сладкаго Твоего гласа» (музыка диакона Сергия Трубачева), «Взбранной Воеводе» (музыка диакона Сергия Трубачева), «Совет Превечный» (музыка Александра Никольского), «Слава в вышних Богу» (музыка Александра Кастальского), «Братие, сие да мудрствуется в вас» (гимн Христу из послания апостола Павла к Филиппийцам, музыка диакона Сергия Трубачева).
С торжественным словом к гостям обратился президент фонда «Наследие архимандрита Матфея (Мормыля)» игумен Антоний (Зимин).
Закончился концерт исполнением Пасхального тропаря «Христос Воскресе» (музыка Александра Кастальского).
Справка:
В 1961 году регентом хора братии Лавры и студентов Московской духовной академии стал Лев Мормыль, впоследствии архимандрит Матфей. Спустя годы кропотливой и усердной работы отца Матфея хор стал известен по всему миру. Благодаря регулярным выступлениям за границей, культуру русского церковного пения узнали, запомнили и полюбили. Объединенный хор Московской духовной академии и Троице-Сергиевой Лавры выступал на Святой Земле в годовщину 2000-летия Рождества Христова, неоднократно давал концерты в Европе. Хор и его знаменитый регент сопровождали в поездках по епархиям Святейшего Патриарха Алексия II, регулярно пели на Патриарших богослужениях.
Отец Матфей управлял хором 48 лет. Заслуженный профессор Московской духовной академии воспитал тысячи семинаристов — певчих, священнослужителей, церковных иерархов. Имя архимандрита Матфея вдохновляет даже тех, кто с ним не работал. Он воссоздал культуру церковного пения — нотные сборники, регентские и певческие приемы. А главное — воспитал благодарных учеников, которые вдохновляются его примером и несут его слово и звук по всему миру.
Пресс-служба фонда «Наследие архимандрита Матфея (Мормыля)»