Регентское дело архимандрита Матфея (Мормыля)

«Промыслом Божиим, после десятилетий гонений и притеснений мы переживаем период подлинной свободы. Церковь растет и укрепляется как внешне, так и внутренне» [1]. Мгновенное — по историческим меркам — «заполнение православного певческого пространства» обусловлено благоприятными факторами, существовавшими до этого независимо друг от друга, а после 1988 года в значительной мере способствовавшие широкому распространению церковного пения в профессиональной музыкантской среде [2: 201].

По словам П. Флоренского, Свято-Троицкая Сергиева Лавра г. Сергиева Посада «есть духовный портрет России», «микрокосм и микроистория», «конспект бытия нашей Родины…». В настоящее время особый интерес представляет современное состояние церковной музыки в этой обители, являющейся средоточием как древней традиции, так и огромного опыта «песнерачителей» XX — начала XXI вв.

Особым авторитетом в современной православной России пользуется имя архимандрита Матфея (Мормыля) (1938-2009) — монастырского регента с многолетней практикой управления знаменитым мужским хором Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Благодаря выдающимся музыкальным данным регента — архимандрита Матфея, более трех десятилетий служившего в Лавре, мужской хор получил особую известность в России и за рубежом. В настоящее время в Лавре поддерживаются самобытные традиции монастырского пения, заложенные архимандритом Матфеем. Плеяда талантливых учеников распространяет его дело по разным уголкам мира. Руководитель Синодального хора А. Пузаков отмечал: «Его творчество было священнодействием, он был очень индивидуален и очень убедителен. <…> Это был музыкант, личность огромного масштаба, равного которому трудно найти. <…> Что-то было пророческое в звучании его хора, да и видом своим он напоминал пророка» [3]. По словам игумена Силуана (Туманова), «такие люди рождаются, может быть, раз в сто лет, может быть, раз в тысячу лет. Это был самородок, который обладал талантом от Бога и этот талант приумножил» [4: 205-221].

Духовно-музыкальный вклад о. Матфея в русское церковное исполнительство получил отклик в работах и публикациях многих авторов. Духовный и творческий путь о. Матфея освещены Игуменом Силуаном (Тумановым), К.Л. Кармановым, М. Бурдиным, М. Прокопенко, А. Никифоровой, Μ.X. Трофимчук и др. Вопросы репертуара хора Лавры, специфики аранжировок, переложений, обработок церковных напевов раскрыты в трудах Н.С. Гуляницкой, К.Л. Карманова, Т.А. Старостиной, С.Б. Толстокулакова и др. Попыткой данной работы является рассмотреть техническое освоение репертуара хора Сергиевой Лавры под управлением о. Матфея, основываясь на высказываниях и воспоминаниях певчих, лично работавших с легендарным регентом прошлого столетия.

В работе с хором о. Матфей применял систему К.С. Станиславского: «Читать ушами, а петь глазами». По воспоминаниям хористов, на репетициях в работе над произведением о. Матфей начинал с самого яркого или трудного места. Особое внимание уделял культуре пения, распевности. «Звук должен быть слугой слова», — говорил о. Матфей. — «Каждый должен петь, будто он поет последний раз в жизни. Тогда это будет последняя «жертва вечерняя». Многочисленные свидетельства певцов хора Лавры говорят о крайнем внимании его к слову песнопения. Так, на отработку произношения богослужебного текста порой тратились два часа спевки. Рассмотрим некоторые составляющие вокально-хоровой организации коллектива и средства исполнительской выразительности в процессе работы над произведением.

В распевании использовались, в основном, распевки на слогосочетания резонативных гласных и сонорных согласных, целью которых являлось настроить хор на высокую, интонационно чистую позицию звука. По свидетельству хормей стера, второго регента данного хора, ар- хим. Матфей часто практиковал пение закрытым ртом. Но любимым слогом для настройки хора был слог «ЗНИ». Данное слогосочетание физиологически и акустически настраивает голос хориста на активное головное резонирование, что способствует чистоте звуковысотной интонации. В последние годы в качестве распевания хора архим. Матфей включал отрывки из произведений, модулируя их в различные тональности, при этом строго следя за чистотой интонации и техникой пения.

Дыхание в хоре использовалось, в основном, нижне-диафрагматическое, создающее ощущение «воздушного пояса». Для выработки правильного ощущения дыхательных мышц некоторым учащимся предлагалось носить бандаж. Этот прием, как известно, практиковал русский певец Ф.И. Шаляпин, позже итальянский певец и педагог Дж. Барра. Хор пел, в основном, в высокой позиции с элементами микстового звучания, но без перехода на фальцет. Архим. Матфей постоянно предостерегал хористов против фальцетного звучания. По нашим наблюдениям чрезмерный посыл звука в маску и «выуживание» его несколько затрудняет пение верхов. Однако в целом, каждая хоровая партия на всем диапазоне звучит компактно, собранно и интонационно чисто. Второй прием, используемый арх. Матфеем при формировании звука, — это умеренное и даже незначительное открытие рта при активном посыле дыхания. В результате звук хорошо попадает в верхние резонаторы («маску»), закругляется, прикрывается и держится в необходимом тоне. Такого принципа архим. Матфей придерживался при работе как со смешанным, так и с женским хором.

Осанка во время пения требовалась ровная, иногда с элементами небольшого наклона головы вперед и вниз, особенно при взятии верхних звуков. В связи с этим применялись соответствующие термины: «пой на себя» или «бери звук на себя»; «рот сильно не открывать», «переход от ноты к ноте делать мягкое». Певчим с низкими и крепкими голосами (альтам и басам) рекомендовалось открывать рот вертикально. Это прием, известный из опыта вокального педагога Дж. Барра, увеличивает резонанс звука и улучшает его интонацию [5: 25-48].

На репетиции весь репертуар исполнялся в полголоса. Разучиванию произведения всегда предшествовал рассказ о нем. При работе над произведением особое внимание уделялось трудным местам. Отдельное внимание отводилось навыку цепного дыхания, освоение которого проходило по партиям и индивидуально. На хоровых занятиях в качестве музыкального инструмента использовалась фисгармония. Преимущество фисгармонии перед роялем заключается в приближении его к тембру органа, что напоминает звучание певческого голоса. Звучание фисгармонии непроизвольно влияет на выработку «органной хоровой звучности», и, тем самым, способствует скорейшему достижению чистоты строя и ансамбля.

В церковных богослужениях и концертных выступлениях тон давался либо по камертону, либо на слух, который у арх. Матфея приближался к абсолютному. Интересные обстоятельства заключаются в выборе тональностей репетиций, богослужениях и концертных выступлениях. Произведения разучивались чаще в оригинальной тональности, но на богослужениях, особенно праздничных, концертных выступлениях хору задавалась тональность на терцию или кварту выше оригинала. В результате транспонирования строй и тембр хора улучшался. Но мужским партиям (первым басам и особенно тенорам) в таких случаях приходилось нелегко, и некоторые из них переходили на укрепленный фальцет или легкий микст. Тем не менее, при большом количественном составе хора это было незаметно и в целом создавало достойное впечатление общего звучания.

Архим. Матфей пытался больше петь (впевать) произведения в оригинальной тональности на небольшой силе звука (тр- mf). В целях поддержания чистоты строя и ансамбля, он требовал от хористов постоянного повышения звука, особенно в окончаниях фраз. Для под держания звуковысотной интонации использовались различные вокальные приемы, например метод «шаржированного показа». Так, когда интонация пения чистая, архим. Матфей просил поменять манеру звукообразования, положение корпуса, и, сделав наклон головы вниз, освободить окологортанные мышцы. Также в целях улучшения дикции и звуковысотной интонации он требовал от певцов не подменять звучание гласных, особенно У на О, например «Господи помилуй, наш помилуй».

Архим. Матфей часто практиковал метод индивидуальной работы с певчими в присутствии всего хора. Садясь на репетиционных занятиях за фисгармонию, он вызывал студента перед хором, работая с ним над звуком, дикцией, интонацией, дыханием. Хористы в это время слушали и анализировали. Подобные показательные занятия, по мнению архим. Матфея, полезны для всех певцов хора. В этот момент каждый хорист не просто пассивный слушатель, а активный соучастник процесса, т. к. любой мог оказаться на месте опрашиваемого студента. Подобный метод практиковался в вокальной русской и итальянской педагогике, однако архим. Матфей считал, что такой метод крайне необходим и в работе с хором.

Главное требование, которое ставил архим. Матфей перед хористами на концертных выступлениях и богослужениях, — поддерживать певческий тонус: не петь расслабленно, без психологического подъема. На еще «не проснувшихся» певцов он пытался воздействовать с помощью резонаторной системы активного (без гортанного напряжения) формирования звука. В качестве наказания из-за пассивного пения некоторых студентов временного освобождали от хора.

Архим. Матфея называют «самым известным регентом-монахом второй половины XX века», «легендарным регентом современности», «большим знатоком и пропагандистом монастырских распевов». Исследователи отмечают, что архимандрит Матфей объединил «глубоко церковный подход к богослужебному пению с тщательным отбором репертуара». Этот созданный новый, узнаваемый и востребованный не только на церковном клиросе стиль получил название «матфеевский». Имя архимандрита Матфея навсегда останется созвучным с русским церковным пением хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Источник: журнал «Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение», 2017.

Примечания

[1] Святейший Патиарх Кирилл (Гундяев). Доклад Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Освященному Архиерейскому Собору 2 февраля 2011 года. URL: http:// koinonia.orthodoxy.ru/ DokladPA.htm

[2] Хватова С.И. Условия развития современного богослужебного пения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2011. Вып. 4. С. 201-206.

[3] Карманов К.Л. Памяти архимандрита Матфея (Мормыля). Ч. 2. URL: http:// www. obitel-minsk.by/obitel-minsk_oid590306.html.

[4] Игумен Силуан (Туманов). Архимандрит Матфей (Мормыль) — музыкант и духовник — в своих воспоминаниях и воспоминаниях // Вестник ПСТГУ Сер. V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 205-221.

[5] Сикур П.И. Церковное пение. Подготовка дирижеров и регентов к работе с хором. — М.: Русскій Хронографъ, 2012. 496 с.

Об авторе:

Макина А.В. – кандидат искусствоведения, доцент кафедры хорового дирижирования Пермского государственного института культуры.

Информация о мероприятии

15 сентября 2019 года отмечается 10-я годовщина кончины главного регента и уставщика хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Матфея (Мормыля).

В 1961 году регентом хора братии Лавры и студентов Московской духовной академии стал Лев Мормыль, впоследствии архимандрит Матфей. Спустя годы кропотливой и усердной работы отца Матфея, хор стал известен во всем мире. Благодаря регулярным выступлениям за рубежом, культуру русского церковного пения стали узнавать и запоминать. Объединенный хор МДА и ТСЛ выступал на Святой Земле в годовщину 2000-летия Рождества Христова, неоднократно давал концерты в Европе. Хор и его знаменитый регент сопровождали в поездках по епархиям Святейшего Патриарха Алексия II, регулярно пели на Патриарших богослужениях.

Костяк хора – студенты и выпускники МДА и священнослужители Православной Церкви. Каждый певец с пониманием подходит к исполнению духовной музыки, пропускает ее через себя. Культура пения пропитана опытом монастырских служб и традиций разных эпох. На могучее, величавое, естественное и молитвенное звучание обращают внимание все, кто приходит на богослужения в Успенский собор Лавры или на концерты хора.

После смерти архимандрита Матфея (Мормыля) хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры продолжает выступать. Проходят концерты в ГКЗ им. Чайковского, Светлановском зале Дома музыки, на Большой сцене Мариинского театра. И теперь, в годовщину кончины отца Матфея, хор проводит концерт на сцене Московского концертного зала «Зарядье». Почтить память своего наставника соберутся певцы хора, выступавшие под управлением покойного регента в разные годы. Многие участники приедут из заграницы (Германия, Польша, Франция, Украина, Беларусь, Молдавия и др.)

Хор исполнит духовные песнопения композиторов Дмитрия Бортнянского, Александра Кастальского, Павла Чеснокова, Алексея Львова и других. Многие из сложнейших песнопений, благодаря архимандриту Матфею, глубоко вошли в церковный обиход и узнаются на слух даже людьми, малосведущими в церковном пении

Информация о мероприятии

Купить билет онлайн на официальном сайте Московского концертного зала «Зарядье»

Адреса храмов, где можно купить билеты:

1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра — Адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. тел.+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно).
2. Богоявленский Кафедральный Собор
Адрес: Ул. Спартаковская, 15. Телефон: 8 (499) 261-69-13.
3. Храм Воскресения Христова в Сокольниках
Адрес: Сокольническая пл., 6. Телефон: 8 (499) 268-54-10
4. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе
Адрес: Литовский б-р, д.7а. Телефон: 8 (916) 378-06-31
5. Храм великомученика Георгия Победоносца в Коптеве
Адрес: ул. Б. Академическая, д. 33. Телефон: 8 (495) 450-13-27
6. Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке
Адрес: Брюсов пер., 15/2. Телефон: +7 (495) 629-66-16
7. Патриаршее подворье храма Всех Святых на Соколе г. Москвы
Адрес: Ленинградский просп., 73. Телефон: +7 (499) 157-58-35