«Пою Богу моему донжеде есмь»
(Пс. 103, 33)
Архимандрит Матфей (Мормыль) (1938 — 2009) — ярчайшая личность Православной Церкви, профессор Московской Духовной академии, известный регент, распевщик, церковный композитор, собиратель нотной библиотеки и хранитель певческих традиций древнейшего русского монастыря – Троице-Сергиевой Лавры. Отец Матфей являлся главным регентом и уставщиком обители на протяжении почти пятидесяти лет (с 1961 по 2009 годы). Его деятельность пришлась на те трудные годы, когда после закрытия монастыря (с 1920 по 1946 годы) церковная жизнь «восставала из пепла». Хор отца Матфея называли «голосом Лавры», «голосом Русской Православной Церкви», он звучал не только в родной обители, но и на патриарших богослужениях в Успенском соборе и других храмах Москвы, на концертах в разных городах России и за границей – в Германии, Франции, Италии, Израиле, Греции и других странах. Существует множество аудиозаписей с участием хора под управлением отца Матфея.
Сердечная теплота, молитвенность, выразительность слова, тонкая передача душевных переживаний и в то же время величие и мощь, выражавшие силу духа русского народа – все это было в пении лаврского хора. Очень образно пишет об этом певица Лина Мкртчан: «Хор отца Матфея пел так, что «камень» начинал молиться. Он дарил возможность каждому, стоящему в храме, выстрадать свою молитву, заслужить ее как высшую радость, утешить ею свою скорбь и укрепиться на подвиг» [19].
Родился отец Матфей в 1938 году в казачьей семье в пригороде Владикавказа, станице Архонской (ныне Республика Северная Осетия-Алания). Сам он рассказывал, что является певчим в четвертом поколении, были у него в роду и монашествующие. Семья отца Матфея, как и все казачьи семьи, была глубоко верующей. Весь быт ее был связан с богослужением, мать пела в церковном хоре, и уже с семи лет Лев (так звали до пострига отца Матфея) начал помогать в алтаре и на клиросе. Уже тогда в его душе зародилось желание стать священником.
Сразу после окончания школы Лев поехал в Ставропольскую Духовную Семинарию. Здесь началась его регентская деятельность. На каникулы после первого курса ректор Семинарии отправил студента в Ессентуки, где он был псаломщиком и регентом левого клироса в одном храме с диаконом Павлом (Звоником) — известным на Северном Кавказе регентом. Управлял он также левым клиросом в Семинарии.
После окончания Ставропольской Семинарии, в 1959 году, Лев поступил в Московскую Духовную Академию, расположенную на территории Троице-Сергиевой Лавры, а через два года стал послушником монастыря. Вскоре началась его регентская деятельность в Лавре, управление «народным [любительским] хором» на будничных богослужениях, а затем – и смешанным хором в праздники.
В 1962 году послушник Лев был пострижен в монашество с именем Матфей в честь апостола и евангелиста Матфея. По окончании Академии он был рукоположен в иеромонаха, и оставлен в Академии в качестве преподавателя Церковного устава, Священного Писания Ветхого и Нового Завета и Литургики. Позже он стал преподавать в Регентском классе при Академии. В состав руководимого отцом Матфеем братского хора впоследствии стали входить студенты Семинарии и Академии. А в 1971 году, Указом Святейшего Патриарха Пимена, иеромонах Матфей уже официально был назначен уставщиком и главным регентом Троице-Сергиевой Лавры.
Богослужебное пение, работа с хором стали делом, на которое регент положил всю свою жизнь. Огромных трудов потребовало создание нотной библиотеки. Ее приходилось собирать буквально по крупицам, отыскивать ноты на чердаках, спрашивать у бывших лаврских певчих. Отец Матфей часто подолгу переписывал ноты, отчего у него были мозоли на руках. Он ввел в репертуар своих хоров сочинения бывшего лаврского регента — иеромонаха Нафанаила (Бочкало),[1] — не успевшие получить известности при жизни их автора. Много нот дала Вера Васильевна Матвеева, кое-что он взял у регентов Николая Васильевича Матвеева[2], Сергея Ивановича Зубачевского.[3] Поскольку в распоряжении отца Матфея почти не было репертуара для мужского хора, он сам делал переложения нот А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского и других «корифеев» хорового церковного творчества.
Отец Матфей встречался со многими известными регентами и церковными деятелями своего времени, в том числе с регентом Елоховского собора Виктором Степановичем Комаровым[4], церковным историком, литургистом и музыковедом Николаем Дмитриевичем Успенским[5]. А с 80-х гг. XX в. начинается пятнадцатилетнее сотрудничество отца Матфея с Сергеем Зосимовичем Трубачевым[6], которое стало очень плодотворным для обоих музыкантов. Его произведения отец Матфей часто исполнял, для многих из них явился первым исполнителем. Сергей Зосимович, в свою очередь, опираясь на свой богатый дирижерский и педагогический опыт, давал ценные советы регенту и хору.
Хор отца Матфея не только пел на богослужениях, но и участвовал в концертах, посвященных выдающимся событиям в жизни Церкви. Лаврский архимандрит Илия вспоминает, что, начиная с 50-х годов, большие церковные праздники, архиерейские соборы, конференции «За мир и разоружение!», православные собрания — все проводились в Лавре. И всегда на них звучало прекрасное пение хора отца Матфея. [18]
Одним из наиболее значимых стало выступление хора Троице-Сергиевой Лавры на праздновании 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. В связи с этой датой коллективом совершались поездки с концертами не только по Советскому Союзу, но и за границей. Г. Г. Поляченко, художественный руководитель международных православных фестивалей, вспоминает о концертах в Германии: «Дар отца Матфея был таковым, что немцы, не знающие церковнославянского языка, постигали сакральную суть богослужебных песнопений. Это была воистину проповедь в звуках! Они постигали суть, раскрываемую пением, непостижимую суть, которую мы именуем русским православным духом» [20]. В это время объединенный хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных школ приобретает мировую известность. Осуществляются записи концертных выступлений хора, издаются пластинки, а затем и компакт-диски с его пением.
В 1989 году была учреждена Синодальная богослужебная комиссия для создания служб новопрославленным святым, и одним из ее членов стал отец Матфей. Будучи знатоком церковно-славянского языка и устава, он проверял созданный литургический текст с точки зрения соответствия его распеву и удобства для пения, при необходимости давал рекомендации и сам принимал участие в его редактировании.
Много времени отец Матфей уделял спевкам, на которых велась очень внимательная работа над нотным и словесным текстом, над интонацией, от певчих требовался постоянный слуховой контроль. Перед пением сложного текста он читался кем-нибудь вслух для того, чтобы все хористы прочувствовали каждое слово. Большинство певчих не знали музыкальной грамоты, и отец Матфей добивался передачи нюансов не с помощью специальных терминов, а посредством простых, понятных всем образов, взятых из жизни. Часто он сравнивал певческий звук со звоном колокола.
Отец Матфей был очень требователен к своим хористам, не терпел расслабленности, рассеянности на спевках и на службах. Он обладал удивительным педагогическим талантом, благодаря которому из его хора все выходили «поющими». В работе с хором раскрылись замечательные качества личности регента: щедрость, открытость, общительность, простота и любовь к людям. Он не уставал учить, каждый раз начиная этот труд заново, так как состав его хора каждые четыре года полностью менялся.
«Дотошность», в хорошем смысле этого слова, работы о. Матфея научила многих хористов «осознанию необходимости погружаться в самую суть любого порученного дела, не останавливаться на простых и примитивных ответах, и вообще — уметь видеть и понимать бесконечную глубину, многоцветность, сложность и разнообразие жизни»[16].
Из хора отца Матфея вышло много хороших певцов и регентов. Многие из его воспитанников становились диаконами, священниками, епископами. Поэтому на спевках он, наряду с пением, уделял большое внимание произношению богослужебных возгласов, учил поведению на службе. И все, кому посчастливилось быть певчими хора отца Матфея, вспоминают о нем с огромной благодарностью.
Н. Г. Денисов отмечает в нем «удивительно гармоническое сочетание церковности, богословия и музыкального профессионализма» [19]. Не получивший систематического профессионального музыкального образования, отец Матфей отличался необычайной эрудицией в вопросах музыкознания. На семинарах, посвященных регентскому делу[7], он на равных беседовал с выступавшими музыковедами, поражая доскональным знанием партитур обсуждаемых произведений вплоть до деталей. По словам Денисова, отец Матфей был знаком со всеми изданиями музыкально-певческих сборников Синодального периода (1700¾1917 гг.). Изучал он и биографии церковных композиторов, считая условия жизни важными для оценки их творчества. Ум его был всегда живым и открытым ко всему новому, особенно тому, что касалось певческого искусства.
Одной из важнейших регентских задач отца Матфея было составление богослужебного репертуара. Отдавая все силы своему служению, он стремился провести службу так, чтобы «приблизить все, насколько можно, к идеалу» [11]. В репертуар хоров отца Матфея входил огромный пласт песнопений: знаменный распев, напевы разных монастырей, сочинения композиторов Синодального периода (1700—1917) и XX века, а также несколько его собственных сочинений. При этом даже простое «Господи, помилуй» он взвешивал — «насколько оно соответствует церковности», многое приходилось редактировать, приводя в соответствие с этим идеалом. Огромный вклад отец Матфей внес в формирование репертуара Великого Поста, расписав почти все стихиры на Соловецкий, Валаамский и другие распевы.
Певческое богатство собранного отцом Матфеем нотного архива было столь велико, что на его основе было издано шесть нотных сборников: «Литургия», «Всенощное бдение», «Песнопения Постной Триоди», «Песнопений Страстной седмицы», «Подобны старинных монастырских напевов», «Рождественский праздничный триптих». Сборники были изданы в Коломне усилиями монахинь Ново-Голутвинского монастыря[8]. Издание их потребовало огромных усилий и было выполнено с некоторой поспешностью, отчего в них встречаются неточности. Но именно благодаря этим сборникам появилась возможность познакомиться с репертуаром лаврского хора в редакции отца Матфея далеко за пределами Троице-Сергиевой Лавры. В настоящее время планируется выпуск еще одного сборника по рукописям отца Матфея, в который войдут песнопения двунадесятых праздников.
Подвиг всей жизни отца Матфея достойно увенчали последние годы, когда он, будучи тяжело больным, управлял на службах уже сидя. Е. Н. Садикова[9] вспоминает, что в октябре 2008 года (за год до кончины) отец Матфей через две с половиной недели после тяжелейшей операции управлял службой Воздвижению Честного Креста Господня. Последней его службой стало Всенощное бдение под праздник Успения Божией Матери 27 августа 2009 года. Из последних сил он управлял часть службы (до шестопсалмия), затем был увезен в келью, а через два дня — в больницу.
Скончался архимандрит Матфей 15 сентября 2009 года. Отпевание проходило в Успенском соборе не только при большом стечении народа, но и при участии огромного количества певчих — братии Лавры, смешанного хора, монахинь Голутвина монастыря, бывших певцов хора. По воспоминаниям епископа Амвросия, проститься с ним приехали около трех тысяч человек, среди которых было множество епископов и священников [12].
Ректор Духовной Академии архиепископ Евгений после кончины отца Матфея сказал: «Такие люди рождаются, может быть, раз в сто лет, может быть, раз в тысячу лет, это был самородок, который обладал талантом от Бога и этот талант преумножил». Регент Храма Христа Спасителя Алексей Пузаков так оценил труд отца Матфея: «Его творчество было священнодействием, он был очень индивидуален и очень убедителен. Он создал свой стиль — высокий, музыкальный, духовный и одновременно очень тонкий, лирический. Он был музыкант и личность огромного масштаба, равного которому трудно найти. Его можно поставить в один ряд только с самыми выдающимися церковными музыкантами — такими, как Николай Матвеев, а из мастеров ушедшей эпохи — такими, как Николай Данилин или Александр Кастальский. Что-то было пророческое в звучании его хора, да и видом своим он напоминал пророка» [8].
Певица Лина Мкртчан сравнила о. Матфея по масштабу личности с великим русским композитором ¾ Г. В. Свиридовым. Эту параллель можно рассматривать с нескольких сторон. Современный исследователь творчества Свиридова, М. М. Лучкина пишет: «Каждый компонент авторской картины мира <…> непременно соотносится с образом Руси Святой. Это придает свиридовской картине мира сакральное измерение, источником которого является вера» [5]. Другой автор – Е. А. Федулова выявляет характерные черты музыкального языка Свиридова: предельная выразительность мелодии, внутренняя насыщенность при внешней простоте и строгости, концентрированность и эмоциональная приподнятость высказывания [7].
Важной особенностью мышления Георгия Васильевича Свиридова было его живое отношение к текстам Священного Писания. Сам композитор писал: «Церковные заповеди, особенно стихиры, пророчества, не говоря уже о словах самого Иисуса Христа, это не математические формулы и законы, ибо они согреты всей полнотой возвышеннейших чувств и помыслом Духа Божия <…>, они требуют, соответственно, проникновенной музыкальной фразы <…>, требуют иррационального вдохновения, бессознательного, в чем заложен более всего – творческий гений» [10] [1, С. XXVIII]. При самом серьезном отношении к словам молитвы, композитор не стремился к бесстрастности, надличностности, которые свойственны церковной традиции, но давал тексту собственное эмоциональное толкование.
Отмеченные качества были в полной мере свойственны певческой манере хора под управлением отца Матфея: та же смысловая концентрированность, то же внимательное отношение к слову, живое восприятие богослужебных текстов. Интересно высказывание одного из бывших певчих его хора: «Он [отец Матфей] был человеком своего времени, выросшим на партесном пении, и не хотел соблюдать традицию формально. <…> Думаю, если бы он писал иконы, то писал бы их в живописной манере, но они были бы лучше многих, написанных по древним канонам»[11].
Сходно и само отношение к жизни двух выдающихся музыкантов. Характерно высказывание Георгия Васильевича, которое в равной степени можно отнести и к отцу Матфею: «В художественном творчестве не может быть ветерана, человек работает до тех пор, пока не свалится. Значит, надо беспрерывно мыслить, надо беспрерывно взвешивать, смотреть на жизнь сегодняшнюю, сравнивать ее <…> с другими временами. Художник должен ставить себе большие цели» [2].
«Подлинный талант непредставим без откровения, в нем всегда есть загадка, нечто удивительное, которое не проходит даже тогда, когда узнаешь, как это сделано», — писал Г. В. Свиридов. [6, С. 116] Таким талантом был сам Георгий Васильевич, таким талантом был и архимандрит Матфей (Мормыль). Творческая деятельность обоих «художников» была «озарена» светом божественного откровения, который они, подобно апостолам, несли в мир.
Отец Матфей создал свою школу церковного пения, его ученики сейчас поют и служат во многих храмах России и зарубежья, повсюду неся лаврский дух и красоту лаврского богослужения. На родине великого регента, в станице Архонской, где отца Матфея всегда любили и уважали, в честь него названа улица и воздвигнут памятник. В 2012 г. в Ставрополе прошел фестиваль-конкурс духовной музыки имени архимандрита Матфея. Многие люди помнят и любят его, обращаются за помощью в молитве и получают просимое. «Отец Матфей – это тот светильник, который постоянно горит для всех нас и учит такому же самоотверженному служению Богу» [4].
Использованная литература
- Белоненко А. Хоровая «Теодицея» Свиридова/ Георгий Свиридов. Полное собрание сочинений. Том XXI. Вступительная статья. – М. – СПб, 2001
- «Время Георгия Свиридова», док. фильм, 1991, автор сценария ¾ Леонид Сандлер, режиссер-постановщик ¾ Никита Тихонов.
- Воспоминания иерея Сергия (Чуракова), бывшего певчего хора под управлением о. Матфея. 8.07.2014// Личный архив автора статьи.
- Интервью с игуменом Никифором, регентом первого хора в Духовной Академии при Троице-Сергиевой Лавре. 8.02.2014// Личный архив автора статьи.
- Лучкина М. Миф о России в творчестве Г. В. Свиридова.– Автореф. дисс. канд. иск. Красноярск, 2012.
- Свиридов Г. Музыка как судьба. ¾ М., 2002
- Федулова Е. Претворение литургических традиций в духовной музыке Г. В. Свиридова. – Автореф. дисс. канд. иск. Магнитогорск, 2010.
- Архимандрит Матфей — целая эпоха в истории русской церковной музыки./ Портал «ru» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/arximandrit-matfej-celaya-epoxa-v-istorii-russkoj-cerkovnoj-muzyki/#ixzz35l8ZPBLN. Загл. с экрана. Дата обращения: 28.06.2014.
- Виктор Степанович Комаров. Биография.// Портал «People.su» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.people.su/55494. Дата обращения: 9.07.2014.
- Волковинский С. А. Жизненный путь и творческое наследие насельника Троице – Сергиевой иеромонаха Троице-Сергиевой лавры Нафанаила (Бочкало). – ст. // Портал «stsl.ru» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stsl.ru/news/all/zhiznennyy-put-i-tvorcheskoe-nasledie-ieromonakha-troitse-sergievoy-lavry-nafanaila-bachkalo. Дата обращения: 30.07.2014
- Денисов Н. Архимандрит Матфей (Мормыль). «На чужом основании никогда ничего не строил»10.09.12 // Портал «ru» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/arximandrit-matfej-mormyl-na-chuzhom-osnovanii-nikogda-nichego-ne-stroil/. Дата обращения: 30.07.2014
- Епископ Гатчинский Амвросий. Воспоминания об архимандрите Матфее (Мормыле)// Портал «ru» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/episkop-gatchinskij-amvrosij-vospominaniya-ob-arximandrite-matfee-mormyle/. Дата обращения: 30.07.14
- Зубачевский Сергей Иванович. Портал «Православная энциклопедия» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/200101.html. Дата обращения: 30.07.2014
- Николай Васильевич Матвеев.// Портал «worg» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата обращения: 9.07.2014
- Николай Дмитриевич Успенский. Биография.// Портал «psu» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.people.su/111938. Дата обращения: 9.07.2014
- Cвященник Михаил Прокопенко. 15 сентября 2011 г. Отец Матфей.// Портал «pravmir.ru» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/otec-matfej/. Дата обращения: 9.07.2014
- Узлова Л. «Пойте из тишины»// Портал «Православие и современность» 29.11.12 [электронный ресурс] URL: http://rusk.ru/st.php?idar=58228. Дата обращения: 28.06.14
- Это был голос Лавры, голос Церкви! [электронный ресурс]. Режим доступа: http://oldsite.radonezh.ru/main/getprint/9727.html. Загл. с экрана. Дата обращения: 28.06.2014.
- Это был голос лавры, голос церкви! ч.2 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://radonezh.ru/analytic/9725.html. Дата обращения: 03.09.2014.
[1] Иеромонах Нафанаил (Бочкало) (род.1866) — регент Зосимовой пустыни (1987—1912 гг.), главный регент Троице-Сергиевой Лавры (1912-1919 гг.). Отец Нафанаил является автором ряда богослужебных песнопений и других сочинений духовного содержания, а согласно исследованию В. Волковинского, и создателем напева Смоленской Зосимовой пустыни (См. Волковинский В. «Жизненный путь и творческое наследие иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Нафанаила (Бочкало)», – дипл. работа — МДС, 2007)
[2] Матвеев Николай Васильевич — (1909—1992) — главный регент московского Скорбященского храма на Большой Ордынке в 1948—1992 гг. С 1969 года был преподавателем истории церковного пения в Московской духовной академии.
[3] Зубачевский Сергей Иванович (1881—1969) — учитель пения, хормейстер, церковный композитор. В 1947—1959 гг. был регентом храма св. пророка Илии — единственного храма Загорска (Сергиева Посада), который не был закрыт в советский период, в 1960—1964 гг. руководил регентским кружком при МДАиС.
[4] Комаров Виктор Степанович (1893—1974) — главный регент московского кафедрального Богоявленского собора в Елохове с 1943 по 1974.
[5] Николай Дмитриевич Успенский (1900—1987) — выдающийся литургист и музыковед, специалист в области церковной истории, исторической и систематической литургики, древнерусского церковно-певческого искусства, восточно-христианской гимнографии; преподаватель Ленинградской консерватории, профессор Ленинградской духовной академии.
[6] Трубачев Сергей Зосимович (1919—1995) —– выдающийся симфонический дирижёр, заслуженный деятель искусств Карельской СССР (1957), с 1961 по 1980 гг. — преподаватель кафедры оркестрового дирижирования Института им. Гнесиных. С 1980 г. занимался церковным творчеством и регентской деятельностью.
[7] Эти семинары проводились в Троице-Сергиевой Лавре с 1994 по 2004 гг. раз в несколько лет по инициативе преподавателя и научного сотрудника Московской консерватории Н. Г. Денисова и регента зарубежной Церкви протоиерея Михаила (Фортунато) (р. 1931)
[8] За исключением сборника «Подобны…», который был издан в издательском центре «Живоносный источник» (М., 1999).
[9] Садикова Екатерина Николаевна – бывшая певчая хора отца Матфея, в настоящее время помощник старшего регента, регент смешанного хора Троице-Сергиевой Лавры.
[10] Цитата из записной тетради Г. В. Свиридова.
[11] Воспоминания иерея Сергия (Чуракова), бывшего певчего хора под управлением отца Матфея.// Личный архив автора статьи.
А. Бетина
студентка V курса
теоретико-композиторского факультета
Казанской государственной консерватории (академии) им.Н. Г. Жиганова
Научный руководитель – доцент,
кандидат искусствоведения
Хадеева Е.Н.