Игумен Виссарион (Остапенко), насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
15 сентября 2009 года на 72-м году жизни скончался заслуженный профессор Московской духовной академии, бессменный регент на протяжении 45 лет Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — архимандрит Матфей (Мормыль), искусство управлять хором и духовно-музыкальный кругозор которого приобрели международную известность и признание.
Огромную работу по изучению деятельности этого знаменитого современника провел Константин Карманов, выпускник Белорусской государственной академии музыки, написавший дипломную работу «Музыкальная стилистика гармонизаций и обработок церковных распевов духовной музыки», основанную на трудах церковного регента архимандрита Матфея (Мормыля). Сейчас Константин — регент хора братьев на подворье и звукорежиссер монастырской аудио-видеостудии в честь мч. Иоанна Воина.
Представляем Вашему вниманию первую часть дипломной работы о жизненном и творческом пути отца Матфея.
Жизнь и деятельность архимандрита Матфея
Имя архимандрита Матфея (Мормыля), старшего регента хора Троице-Сергиевой Лавры, хорошо известно не только специалистам в области церковной музыки, священникам, регентам, певчим, но и светским музыкантам. Для многих людей, как в России, Украине, Беларуси, так и в других странах мира, русское церковное пение ассоциируется именно со звучанием хора Троице-Сергиевой Лавры. Около 45 лет отец Матфей руководил пением в обители святого Преподобного Сергия, игумена Земли Русской. За это время им была создана своя школа церковного пения, переложено большое число песнопений на распевы, которые принято считать лаврскими.
Сотни учеников Московской семинарии и академии пели под его началом. Многие из них, являясь в настоящее время священниками и архиереями, в разных местах страны и мира продолжают дело своего учителя — несут людям и Богу православное пение.
Лев Васильевич Мормыль — так звали архимандрита Матфея до принятия монашеского пострига — родился 5 марта 1938 года.
Родина отца Матфея — Северный Кавказ, пригород Владикавказа, станица Архонская бывшей Терской области. Он является выходцем из благочестивой православной певческой семьи. В своем роду отец Матфей представлял уже четвертое поколение певчих. Его мать много лет пропела на клиросе. Дед отца Матфея пел в церковном хоре и был помощником руководителя знаменитого хора, составлявшего почетный конвой генерал-губернатора графа И.И. Воронцова-Дашкова, а потом окончил Тифлисскую консерваторию и стал работать оперным певцом на сцене тифлисской оперы.
Сам отец Матфей вспоминает: «После революционных событий дедушка оказался в Белой Армии Деникина и управлял хором в Пятигорске (этот коллектив состоял из 120 человек). С разгромом Добровольческой Армии многие уехали, а дедушка попал в ссылку, в Сибирь, еще при Ленине. Вернулся… и остался церковным регентом. А в 1937 году в возрасте 49 лет дедушку расстреляли, на второй день праздника Рождества Богородицы. По описаниям бабушки и мамы я знал о том, как это происходило. Лишь после перестройки появилась возможность навести справки. Действительно, был расстрелян 22 сентября 1937 года. Но как мама рассказывала, со слов кладбищенского сторожа, его закопали живым. Выстрелили в него, он упал, но еще был жив… Так-то вот… Я родился через полгода после его кончины».
Среди предков отца Матфея были также монашествующие. В частности, дедушкина сестра (по линии матери) — матушка София — была монахиней в монастыре святого великомученика Георгия на Куре, около города Георгиевска, а также были монашествующие и по отцовской линии.
В 1945 году в возрасте семи лет будущий регент пошел в храм, в алтарь и на клирос. Вероятно, именно там состоялось первое знакомство с нотной азбукой и начальными музыкальными навыками. Стал приобщаться к пению, подсказывал и помогал слепым певцам. Слепые певчие составляли как бы костяк ежедневной службы. Был в церкви и праздничный хор, в котором пела мать отца Матфея и те, кого учил дедушка.
«Я хотел стать священником, — говорит отец Матфей. — Но, конечно, очень полюбил клирос. Быть на службе — это же, как говорится, вариться в общем котле: не пребывать в созерцании, а участвовать в действии. Это так захватывает! Ведь судя по второй главе Типикона, даже служащий священник должен стоять на правом клиросе и участвовать со всей массой, со всем собором молящихся в службе. Сказал ектению на солее — и вернись на клирос, не прячься в алтарь, нечего стасидии устраивать за иконостасной перегородкой!.. Я считаю: для того, чтобы человек по-настоящему участвовал в службе, ему надо помолиться, напеться, выговориться, а потом идти в алтарь читать тайные молитвы».
Настоятель храма — иеросхимонах Иоасаф Бунделев — духовно наставлял отрока и мечтал о том, чтобы отправить его на учебу в Московскую духовную семинарию.
«Непросто было совмещать прислуживание в алтаре с занятиями в общеобразовательной школе, — повествует отец Матфей. — Отец Иоасаф, любя, называл меня попиком, а в школе обзывали попом. Я не переставал удивляться: казалось бы, комсорги, комсомольцы должны были служить примером воспитания, поведения. Среди них были и очень хорошие ребята, но некоторые… Как-то после одной из антирелигиозных лекций я пришел домой с шишкой (один из активистов в фуражку вложил камень и ударил меня по голове из-за палисадника)».
Несмотря на все эти препятствия и сложные условия антирелигиозного периода времени, Лев поступил обучаться в Ставропольскую духовную семинарию, которую окончил в 1959 году. В семинарии пение было специальным предметом. Этот предмет преподавал ученик Константина Константиновича Пигрова — регент Белоусов. Вскоре приехал преподавать Пестрицкий Вячеслав Павлович — регент, выращенный одним из лучших знатоков церковного Обихода митрополитом Гурием.
Вячеслава Павловича Пестрицкого опекал и поддерживал владыка Антоний (Романовский). Ведь он сам был в свое время участником идеальных всенощных. (Идеальные всенощные — всенощные бдения, которые совершались в Киеве в начале XX века в строгом соответствии с Церковным Уставом под научным руководством М.Н. Скабаллановича. Скабалланович М.Н. — автор труда «Толковый Типикон». Репрессирован. Умер в лагере в Заполярье.) Ставрополь действительно был очень интересным городом в то время. Было на что посмотреть, что выбрать, чему поучиться, к чему привиться и что полюбить.
Практически Лев учился во время службы. На правом клиросе кафедрального храма располагался архиерейский смешанный хор, руководимый В.П. Пестрицким. На левом — семинарский, мужской.
Именно в Ставропольской духовной семинарии Лев приобрел полезнейший навык — расписывать и распевать стихиры, так как приходилось регулярно переписывать богослужебные тексты. Благодаря этой ответственной работе тексты многих стихир Лев выучил наизусть.
Каникулы в семинарии тоже были наполнены деятельностью, связанной с клиросом. Юному семинаристу Льву выпала возможность поехать в курортный городок Ессентуки, где он был псаломщиком и регентом на левом клиросе. На правом клиросе тогда управлял хором диакон Павел Звоник — известный регент на Северном Кавказе. Некоторые его песнопения и сейчас звучат в храмах.
«Так что на моем пути все было как бы предопределено — начиная от слепых певчих, включая регентование в Ессентуках…» — резюмирует отец Матфей.
С 1959 по 1963 годы Лев обучался в Московской духовной академии. Первые два года обучения он пел в хоре, и уже тогда было намерение уйти в монастырь.
В это время он знакомится с местным Обиходом. Ведь в каждом храме существуют свои варианты одних и тех же песнопений.
На втором году обучения Лев больше занимался чтением аскетической литературы. Помимо этого управлял группой в хоре — десяткой. (Все студенты семинарии для прохождения богослужебной практики разделены на так называемые «десятки» или богослужебные группы, в составе которой в обязательном порядке уставщик и регент. «Десятки» в очередности графика участвуют в совершении богослужений суточного круга попарно.).
Следует отметить появление первого опыта педагогической деятельности, который наблюдается уже сразу после окончания первого курса академии. Льва определили вести певческую практику в 1-м классе семинарии. Многие из тех воспитанников стали именитыми преподавателями, ректорами, профессорами, святителями: владыка Вениамин (Пушкарь) из Владивостока, владыка Саратовский Александр (Тимофеев).
Годы учебы в академии также сыграли очень важную роль в приобретении и накоплении ценного слухового опыта. В первый год Льву удалось побывать в Свято-Успенской Почаевской Лавре, где он слушал пение монашеского хора, когда там было более 200 монахов, — перед самым гонением. Сильные впечатления остались от посещения Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры — перед самым ее закрытием: «Во Владимирском соборе в Киеве я слушал хор Гайдая (Гайдай Иов — регент, отец известного кинорежиссера Л.И. Гайдая). Был такой старец при митрополите Иоанне. Я помню этот великолепный хор, хотя обидно было, что он пел исключительно партес. Киевские же монахи пели по монастырской традиции, руководимые владыкой Нестором (епископ Нестор Черниговский являлся наместником Киево-Печерской Лавры). Вспоминаю, как почаевские монахи пели тропарь «Пред святою Твоею иконою, Владычице»! Неподражаемо! Для меня это было большим счастьем. Так что паломничества и в Почаев, и в Киево-Печерскую Лавру явились для меня своего рода экспедициями».
21 июня 1961 года Лев поступает в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
1 августа 1961 года — на праздник святого преподобного Серафима Саровского — в Троицком соборе брат Лев получил послушание «петь с народом». Отсюда и началась регентская жизнь отца Матфея в Лавре.
В то время в Лавре не было никакого хора. Ранее, когда открыли Лавру, с 1946 года существовал смешанный хор при отце Гурии под управлением Сергея Михайловича Боскина. (Боскин Сергей Михайлович — художник, живший в Загорске. Принял сан диакона и долго служил в Ильинской церкви.) В дальнейшем этот церковный хор прекратил свое существование. Сам регент был вынужден уйти, а костяк певчих остался молиться в храме.
Уже 14 октября 1961 года — на праздник Покрова Пресвятой Богородицы — в Лавре состоялась первая служба со смешанным хором, которым руководил тогда еще послушник Лев. По будням он по-прежнему пел службы с народом, а по праздникам — со смешанным хором. Потом к этим послушаниям прибавился еще мужской хор.
С 1961 года и до последних дней своей жизни отец Матфей являлся уставщиком и старшим регентом хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, руководителем объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных академии и семинарии.
Одной из трудностей, с которой пришлось столкнуться новому регенту, было почти полное отсутствие нотной библиотеки. Регент всегда должен быть готов к тому, чтобы какой-то распев поменять на более упрощенный для исполнения тем непостоянным составом певцов, который собрался на клиросе.
Все песнопения приходилось переписывать от руки и расписывать по партиям. Библиотеку для хора, которая имеется сейчас в Лавре, пришлось собирать буквально по крупицам.
В декабре 1962 года послушник Лев принимает монашеский постриг с новым именем Матфей.
30 марта 1963 года монаха Матфея рукоположили в иеродиакона. С этого момента начинается служение отца Матфея как представителя духовенства.
По окончании своей учебы в Московской духовной академии иеродиакон Матфей успешно защитил кандидатскую работу на тему «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов».
Второй период связан непосредственно с практической деятельностью отца Матфея — практикой хорового руководства, а также педагогическим мастерством.
С 1963 года отец Матфей становится преподавателем Московских духовных школ по дисциплинам «Церковный Устав», «Священное Писание Ветхого Завета» и «Литургика».
29 марта 1964 года состоялась хиротония в иеромонаха. Наряду с тем, что отец Матфей усердно совершает богослужения, он активно работает с хором. Этот лаврский хор является украшением не только праздничных богослужений в стенах монастыря, но и других церковных торжеств, которые проходят при его участии.
Из воспоминаний одного старого регента мы узнаем, что «14 декабря 1967 года на Филаретовском вечере объединенный хор Лавры и академии под управлением отца Матфея (Мормыля) исполнил несколько церковных песнопений».
Юбилейный 1968 год, в который Русская Православная Церковь отмечала 50-летие восстановления патриаршества, является также очень значимым для лаврского хора под управлением отца Матфея, потому как, в ознаменование этого события, состоялась запись первой грампластинки с монастырскими распевами, а также был организован торжественный концерт хора в трапезном храме.
В этом же году иеромонах Матфей был возведен в сан игумена.
Временами в Лавру приезжали интереснейшие выдающиеся люди в области церковного пения, с которыми отцу Матфею посчастливилось встречаться. Живое общение с ними было очень важным и утверждающим для молодого регента. Это и беседы с богословом и музыковедом Николаем Дмитриевичем Успенским, и разговоры с регентом патриаршего хора Виктором Степановичем Комаровым.
Примечательно, что с 1969 по 1974 год архимандрит Матфей преподавал хороведение и работу с хором в регентской школе при Московской духовной академии.
Исполнительский уровень смешанного хора Троице-Сергиевой Лавры под управлением архимандрита Матфея был настолько высок и профессионален, что этот коллектив часто привлекали к работе для более качественной подготовки учащихся регентского класса.
В 1971 году игумен Матфей был возведен в сан архимандрита. С этого времени закрепилось всем известное имя — архимандрит Матфей.
В 1972 году Святейший Патриарх Пимен (Извеков) (который в свое время был регентом) присутствовал на выпускном экзамене первого выпуска регентского класса. Он отметил усилия преподавателей: «Мне было очень приятно слушать ваше пение, тем более что я знаю этот хор очень давно и вижу его весьма большой рост. Это, конечно, труды отца Матфея и Николая Васильевича Матвеева».
Заслуживает внимания тот факт, что в 1974-1977 годы архимандрита Матфея назначают благочинным Троице-Сергиевой Лавры. Занимая этот важный и очень ответственный пост, архимандрит Матфей временно приостанавливает свою педагогическую деятельность.
К сожалению, на данный момент более обширно представлена информация о деятельности отца Матфея до середины 1970-х годов, нежели о периоде его жизни с 1978 года. Вероятно, это связано с тем, что архимандрит ведет непубличный, сугубо духовный образ жизни, стараясь не афишировать себя и отстраняясь от светской жизни. Поэтому автору данной работы пришлось собирать сведения о последующих годах из разнообразных и весьма немногочисленных источников.
С 1 сентября 1978 года смешанный хор Лавры прекратил свое участие в учебном процессе регентского класса.
В 1978 году хором Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии под управлением архимандрита Матфея была подготовлена и осуществлена известная аудиозапись избранных праздничных песнопений пасхальной службы.
Известно, что в 1979 году довелось бывать на богослужениях в Троице-Сергиевой Лавре профессору Сергею Зосимовичу Трубачеву. В Лавре его особенно привлекало пение монастырского хора, которым управлял архимандрит Матфей. После личной встречи между Сергеем Зосимовичем и отцом Матфеем сложились дружеские отношения, основанные на профессиональном интересе.
Впоследствии эти дружеские отношения переросли в творческое содружество Сергея Зосимовича и архимандрита Матфея. Сергей Зосимович часто приходил слушать хор на спевки. Будучи сам опытным педагогом и дирижером, он давал советы регенту и хору в отношении исполнительской культуры. Живой интерес к звучанию этого коллектива породил желание сочинять. Сначала отцу Матфею была предложена обработка одного из песнопений. Предложенный вариант был принят и стал исполняться. В дальнейшем Трубачев стал писать не только обработки, но и самостоятельные сочинения, предлагая их к исполнению. Отец Матфей был первым слушателем, строгим рецензентом и исполнителем большинства произведений С. З. Трубачева. Во взаимном общении двух мастеров проявлялись черты соборного церковного творчества, оно приносило обильные плоды. Не только обогатился и стал особенно выразителен репертуар хора Троице-Сергиевой Лавры, но под влиянием репертуара несколько изменились и обрели завершенность некоторые чинопоследования (пассия, служба Рождества Христова, чин Погребения Пресвятой Богородицы, царские часы, утреня Великой Пятницы).
С 1983 года архимандрит Матфей, не оставляя своего регентского послушания, возвращается к педагогической деятельности и становится преподавателем литургики и Священного Писания Нового Завета в Московской духовной академии.
Заслуживает внимания тот факт, что в марте 1984 года архимандрит Матфей удостоен звания доцента, а уже в январе 1988 года утвержден в звании профессора кафедры литургического богословия и богослужебного пения.
В преддверии празднования 1000-летия Крещения Руси была создана богослужебная группа из грамотнейших священнослужителей, которые занимались подготовкой богослужебных текстов и специального чинопоследования к самому празднику. В состав этой группы был приглашен и архимандрит Матфей. Позднее, с 1989 года, богослужебная группа была преобразована в Синодальную Богослужебную комиссию, в составе которой отец Матфей участвовал в составлении и редактировании новых богослужебных текстов, а также в решении других литургических вопросов.
Наступает юбилейный 1988 год, в который Русская Православная Церковь отмечает знаковое событие — 1000-летие Крещения Руси. По этому случаю готовятся многочисленные торжества, и хор Троице-Сергиевой Лавры под управлением архимандрита Матфея принимает в них непосредственное участие. В ознаменование этой памятной даты совершаются поездки с концертами не только по безграничному советскому пространству, но и на территории зарубежных стран.
12 февраля 1988 года хор выступил с концертом русской духовной музыки в Париже в здании ЮНЕСКО. Также был организован концерт лаврского хора в Москве в Большом театре. Состоялась духовно-просветительская поездка с концертными выступлениями хора по городам Германии. Этот православный певческий коллектив своими выступлениями и молитвенным исполнением русской духовной музыки производит особенное и незабываемое впечатление на слушателей.
Условно можно охарактеризовать этот период времени как период высокого расцвета регентской деятельности архимандрита Матфея. Благодаря непрестанным трудам и той неисчерпаемой творческой энергии, которая исходит от бессменного руководителя, хоровой коллектив достигает высочайшего исполнительского мастерства.
Объединенный хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных школ приобретает мировую известность. Начинаются почти ежегодные концертные поездки хора по городам Германии и Франции. В 1992 году хор приглашают выступить в Греции, затем в 1994 году была организована поездка в Израиль. Осуществляются записи концертных выступлений хора, издаются пластинки и компакт-диски.
Следует отметить, что в 1990 году хор принимал участие в Московском Международном Фестивале духовной музыки, где получил приз.
10 июня 1990 года, в день интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в Патриаршем Богоявленском кафедральном соборе была отслужена Божественная Литургия. Для совершения этого торжественного богослужения были привлечены два знаменитых церковных певческих коллектива — хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры под управлением архимандрита Матфея и хор Патриаршего кафедрального Богоявленского собора под управлением Геннадия Харитонова.
Знаменательно, что в 1992 году лаврский хор принимает участие в торжествах по случаю 600-летия со дня преставления Преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца.
С 23 по 25 ноября 1994 года в Троице-Сергиевой Лавре состоялся съезд преподавателей церковного пения духовных учебных заведений и регентских школ Русской Православной Церкви. В рамках программы этого съезда проходил семинар преподавателей церковного пения духовных учебных заведений, где архимандрит Матфей выступил с отчетом на тему «Преподавание церковно-певческих предметов в Московской духовной семинарии». Отец Матфей подробно познакомил публику с составленной в 1967 году совместно с Н.Д. Успенским программой по преподаванию церковного пения. Следует заметить, что эта программа подвергалась незначительным изменениям, но не утратила своей актуальности и до сегодняшнего дня.
25 октября 1995 года скончался диакон Сергий Трубачев. За неделю до этого события между отцом Матфеем и диаконом Сергием состоялась последняя теплая дружеская беседа. Отпевание было совершено в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры при многочисленном стечении народа. Общее руководство тремя хорами — лаврским, академическим и регентской школы — осуществлял архимандрит Матфей. «Редкое отпевание, — отмечает свидетель игумен Андроник (Трубачев), — проходит с такой полнотой, величавой торжественностью таинства и музыкальной насыщенностью».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II очень любил слушать пение лаврского хора под управлением архимандрита Матфея и часто приглашал этот коллектив петь за богослужениями в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля.
17 июля 1998 года Святейшим Патриархом Алексием II в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в память 80-летия со дня мученической кончины Государя императора Николая II, членов его семьи и их верных слуг была совершена панихида. Главным хором Свято-Троицкой Сергиевой Лавры управлял архимандрит Матфей.
В мае — июне 1999 года объединенным хором Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Московской духовной академии и семинарии под управлением архимандрита Матфея (Мормыля) производится аудиозапись компакт-диска «Рождественский праздничный триптих». В этот юбилейный триптих, посвященный 2000-летию Рождества Христова, вошли богослужебные песнопения Русской Православной Церкви традиционных монастырских напевов.
Кроме этого, отец Матфей отдает в печать значительную часть своих рукописных нот. Это накопленный и отшлифованный им на практике бесценный опыт регентского служения в Лавре. Из богослужебного репертуара хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры выходят в свет крупнейшие нотные сборники: «Рождественский праздничный триптих», «Всенощное бдение», «Подобны старинных монастырских напевов», «Песнопения Постной Триоди», «Песнопения Страстной седмицы». Все эти духовно-музыкальные приношения отец Матфей посвящает 2000-летию христианства.
2 — 7 января 2000 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II хор Троице-Сергиевой Лавры встретил праздник Рождества Христова на Святой Земле. В рамках этого паломничества по святым местам вместе со Святейшим Патриархом Алексием II хор совершал богослужения, а также принимал участие в торжественных концертах по случаю юбилея — 2000-летия со дня Рождества Христова.
В этом же году отмечалось 10-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 10 июня была совершена Божественная Литургия, которую украсили своим пением два церковных хора — лаврский мужской, возглавляемый отцом Матфеем, и хор Храма Христа Спасителя с регентом Николаем Георгиевским.
Еще одно важное событие и грандиозное церковное торжество, в котором довелось принять участие знаменитому церковному регенту со своим хором, состоялось 19 августа 2000 года. В день праздника Преображения Господня Святейшим Патриархом Алексием II и предстоятелями поместных Православных Церквей был совершен чин великого освящения Храма Христа Спасителя и отслужена Божественная Литургия. Это событие вошло в историю как исключительное явление общественной, религиозной и культурной жизни.
Несмотря на активную регентскую деятельность и уже ослабленное здоровье, архимандрит Матфей не оставляет своей педагогической деятельности. В 2004 году ему присвоено звание заслуженного профессора Московской духовной академии.
11 июня 2004 года по случаю 75-летнего юбилея Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был организован праздничный концерт в Зале Церковных Соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя. Это событие имело широкий резонанс не только внутри Церкви, но и за ее пределами. В концерте принимали участие известные церковные хоры, среди которых был и объединенный хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных школ под управлением архимандрита Матфея.
22 июня 2008 года в преддверии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и в рамках фестиваля духовной музыки «Русь певчая» состоялся большой концерт знаменитых церковных хоров в храме Вознесения Господня в Коломенском. Хоры Троице-Сергиевой Лавры, Храма Христа Спасителя, Третьяковской галереи, Сретенского монастыря исполнили песнопения современных авторов из России и Украины, в том числе архиепископа Ионафана (Елецких), епископа Илариона (Алфеева), архимандрита Матфея (Мормыля).
5 декабря 2008 года закончил свое земное пастырское служение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Известие об этом событии быстро облетело весь мир. В средствах массовой информации транслировались телепередачи и документальные фильмы о служении и жизни Святейшего Патриарха Алексия II. В одной из таких передач, несмотря на немощь и слабость своего здоровья, согласился выступить архимандрит Матфей. Как авторитетный и сведущий в церковной жизни человек, лично знавший Патриарха по совместному служению, отец Матфей с особой преданностью поделился теплыми воспоминаниями об ушедшем пастыре добром.
9 декабря 2008 года в Храме Христа Спасителя состоялось отпевание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с молитвенной благодарностью проводил Предстоятеля Русской Православной Церкви.
Самобытные традиции монастырского пения, которые были заложены архимандритом Матфеем, сохраняются в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и продолжают распространяться через плеяду его учеников, разъезжающихся по разным уголкам мира.
Формирование яркой и многосторонней личности архимандрита Матфея происходило неоднозначно. Духовное становление человека всегда является процессом сложным и длительным. Как музыкант, архимандрит Матфей не имеет специального образования, основной вектор развития в этой области направлен на самостоятельное постижение. По сути, он опирался на живой слуховой опыт хорового звучания. Это запечатлевшееся с детства пение хора слепых монахинь, а также пение больших монашеских хоров крупнейших православных монастырей. Конечно же, общение с выдающимися мастерами в области церковного пения Н.Д. Успенским, В.С. Комаровым и творческое сотрудничество с маститыми педагогами Н.В. Матвеевым, С.З. Трубачевым обогатили и восполнили багаж практических музыкальных навыков.
Архимандрит Матфей стал широко известен как регент, дирижер и духовный композитор, деятельность которого связана с Троице-Сергиевой Лаврой. Н.С. Гуляницкая выделяет его как «талантливого руководителя хоров Московской духовной семинарии и академии; профессора, имеющего свою школу; музыканта, обладающего специфическим исполнительским стилем».
Отцу Матфею
Досточтим отец Матфей,
Глава лаврских регентов.
Псалмопенья корифей,
Постоять за хор готов.
Уроженец южных гор,
Чутким слухом одарен.
Привлекает в лаврский хор
Бурсаков со всех сторон.
Даровитых голосов
Подбирать умеет он:
Теноров, альтов, басов,
Чтобы пели они в тон.
Сам с отдачею большой
Несет подвиг до седин.
Его любят всей душой
Все хористы как один.
Богомольцы его чтут
И спешат со всех концов
Побывать на службе тут,
Помолиться за певцов;
Усладить свои сердца
Пеньем чудных голосов,
Слушать службу до конца
Сряду несколько часов.
Наполняет пенье храм
И уносится в эфир.
Люд приходит по утрам
Помолиться за весь мир.
Он большой знаток стихир,
Кондаков и тропарей.
Его слушает весь мир
/От южан до лопарей/.
Часть 2
Игумен Никифор (Кирзин) — кандидат богословия, преподаватель церковного пения в Московской духовной семинарии, регент первого академического мужского хора в Покровском храме, автор духовно-музыкальных сочинений, а также автор-составитель многих нотных сборников, изданных в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Является одним из учеников архимандрита Матфея (Мормыля). В 1985 году награжден медалью Преподобного Сергия II степени в связи с 300-летним юбилеем Московской духовной академии.
— Здравствуйте, отец Никифор! Мне хотелось бы начать нашу беседу со знакомства с вами как насельником, игуменом, регентом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Откуда вы родом? Как вы пришли к этому пути?
— Есть недалеко отсюда в Ярославской области небольшой город Переславль-Залесский. Вот оттуда я родом. В 1980 году я поступаю сюда в Московскую духовную семинарию, а потом в академию. И до сегодняшнего дня я здесь.
— А я еще слышал о «золотом» камертоне…
— Сразу же параллельно с учебой в семинарии был набор в регентский класс (теперь это регентская школа), который представлял собой факультатив для студентов, желающих каким-то образом почувствовать себя на этой стезе. Поступило нас тогда в первый год обучения 50 человек, а через месяц осталось только 12, потому как тяжело было совмещать это с основной учебой. В 1983 году я оканчиваю регентский класс. И вот получаю «золотой» камертон. Насколько он золотой — не знаю, но пока еще не заржавел. Лежит у меня сувениром; был «до», позолотили — стал «си». На нем написано: «Владимиру Кирзину» — так меня звали тогда. Потом интересная пошла деятельность, потому как сразу я попал под крыло отца Матфея (Мормыля). А попав под его крыло, стал ему вроде как помощником, со временем заместителем. Естественно, получая «словесно-впечатлительные» внушения, что-то впитывал от него. Помню, как он говорил мне: «Чтобы показывал не столько сетку, а, сколько может, первую долю — какой будет удар, такой будет и волна! Очень важен импульс!»
Была у нас так называемая «команда ВПК», как, наверное, и сейчас бывают… венчально-погребальная команда. Я хорошо помню 1982 год — на протяжении всего года нам пришлось cпеть до 200 венчаний. В день мы пели два венчания квартетом, а потом уже большим составом. Так это интересно было! Сейчас, видимо, тоже такое есть у ребят, которые поддерживают эти традиции.
В 1983 году я окончил регентский класс и семинарию. У меня было два выпуска в один год, так как в семинарии я перешел через второй класс. Причем такое интересное совпадение: это был 12-й выпуск, 12-й я был по списку успеваемости в семинарии, у меня был 12-й номер из «Всенощной» С.Рахманинова — «Воскресение Христово видевше», и 12 человек нас выпускалось.
В марте 1986 года я принимаю монашеский постриг с именем Никифор. Почему-то мне хотелось, чтобы меня назвали Нафанаилом.
— Может быть, это как-то связано с именем иеромонаха Нафанаила (Бачкало)?
— Да. Иеромонах Нафанаил был главным регентом в нашей Лавре еще с предреволюционных времен. Постоянно звучат его песнопения в нашем обиходе. Будем так говорить: не в репертуаре, а именно в обиходе, у нас в Лавре уже так сложилось. Это богатый обиход.
С марта 1987 года начались поездки с хором за рубеж, под руководством отца Матфея. Первая поездка была во Францию, перед 1000-летием Крещения нашей Руси. Это было первое знакомство с публикой, которая действительно умеет слушать, знает, что это такое, и мы, видя их радость, также испытывали от этого восторг. Это не гордость, а понимание того, что не токмо наши люди, но и здешние воспринимают и ценят то, что мы умеем и преподносим.
С 1987 года меня назначают преподавателем церковного пения в Московской духовной семинарии, где я этим и занимаюсь до сегодняшнего дня. Параллельно я становлюсь регентом третьего, потом второго, а уже с 1997 года — первого хора. Это все академические хоры, у которых свой уклад жизни.
Разные были у нас периоды. В 1986 году на Воздвижение Креста, в ночь под воскресенье с 27 на 28 сентября, случается пожар в 50-м корпусе, где общежитие студентов. Третий час ночи. Погибает пять студентов. По крышам пошел огонь и дошел до храма. Верхняя часть храма подгорела, но иконостас остался. Храм наш был закрыт для богослужений. Приходилось служить в небольшом храме Смоленской иконы Божией Матери. Там служил наш архиерей — покойный владыка Александр, впоследствии он был архиереем в Саратове. И вот он своим «повелением кесаревым» благословил создать архиерейский хор, который должен был состоять из 35-ти человек. Владыка спросил меня, как я отношусь к смешанному хору, на что я ему ответил, что душа моя все же больше лежит к однородному мужскому составу. Тогда Владыка со мной на эту тему больше не разговаривал и оставил меня при мужском хоре, где я вот и до сегодняшнего дня.
— Что вы можете сказать о современных церковно-певческих традициях в Троице-Сергиевой Лавре? Сохраняется ли преемственность?
— С 1961 года отец Матфей непосредственно управляет братским хором в Лавре. И вот собственно то направление, которое задал отец Матфей, само по себе является традицией. Напевы и то, что поется в нашей Лавре, разошлось практически по всем областям и местам. Мне кажется, это и есть преемство. Я не исключаю того, что разошлись какие-то нотные сборники. Если раньше был дефицит мужских коллективов и нот, то сейчас их число возросло. Появились исполнители, и эти песнопения стали широко распространены. Люди приезжают в Лавру, слушают хор, приобретают аудиозаписи, увозят их с собой. Стараются подражать, потому что это красиво и это действительно трогает.
Бесспорно, я что-то свое привношу, другие регенты — свое. Все зависит от состава хора, который есть на данный момент.
— Есть ли какая-то связь с традициями профессиональных хоровых коллективов? Может быть, что-то было заимствовано у Н.В. Матвеева?
— Покойный Николай Васильевич Матвеев был действительно великим учителем в регентской школе. Бывало, выходит к смешанному хору ученик или ученица — а нас пело сто человек тогда — что-то пытается изображать, но не может собрать эту «машину». Тогда выходит «старче» — Николай Васильевич — сам кругленький, низенький: жестов немножко, помычал, все сделал и ушел.
А здесь — это называется «от Бога»! Отец Матфей — талант от Бога! У него действительно есть самобытность, которая превратилась в церковный дух, без которого Лавра не мыслит себя. Приходящий сюда сразу отличит, кто здесь поет — гость или свой.
К сожалению, батюшка Матфей был такого склада — не давал он влезть в свою душу людям с микрофоном; а у него, конечно, феноменальная память, знания и прочее.
Да, интересны его методы извлечения звука — ударные методы! «Я тебе сейчас сделаю скворечник грудной клетки!» — Или отец Матфей подойдет к певчему: «У тебя нет Ангела в глазах!» А у того уже такие Ангелы летают!
— Где отец Матфей приобрел такой музыкальный слуховой опыт? У кого он научился этой особенной певческой манере?
— Отец Матфей учился в духовной семинарии в г. Ставрополе. Как он нам рассказывал, мать у него казачка. Сам он из тех станиц, что недалеко от Владикавказа. В семье было певческое окружение. Неподалеку от тех мест, где жила семья Мормылей, находился храм, оставшийся от разрушенного монастыря. И там при храме было несколько слепых монахинь, которые несли клиросное послушание. Еще будучи мальчиком, Лев (мирское имя отца Матфея) впитал тот дух и сумел перенести его в то, что мы слышим. Нам же трудно говорить о том, каким было пение до него. Наверное, было каким-то другим.
Закончив Ставропольскую духовную семинарию в 1961 году, отец Матфей поступил в Московскую духовную академию и был принят в число братии Лавры. Здесь в монастыре ему дали певческое послушание. В Трапезном храме на ранней Литургии он выходил в народ. Батюшка давал возглас, а отец Матфей пел за хор. Потом какая-то бабушка подойдет, за ней еще кто-нибудь — уже какая-то группа певчих образовалась, из нее и получился такой вот народный хорик. С 1963 года отец Матфей управляет, помимо братского хора, вот этим народным смешанным составом.
— Скажите, а до этого времени в Лавре не было смешанного хора?
— Я так понял, что специально нет. Можно считать, что отец Матфей — человек, заложивший эту традицию. Лавра открылась в 1946 году — кроме братских хоров, других как таковых не было. С течением времени увеличилось число служб, возросли и нагрузки на братию. Увеличилось и количество храмов, которые были отреставрированы, — там тоже начинали служить. Мне кажется, что все это послужило причиной формирования новых хоров, в том числе и смешанного состава певчих.
Говоря о традициях, мы можем сделать вывод, что каждый приходящий сюда привносит что-то свое — и это естественно. До меня был Марк Харитонович Трофимчук, после него пришел я — и вот за это десятилетие певческие традиции академии изменились в пользу Лавры, что часто вызывает критику: «А вот у нас так не пелось, вот это у нас делали по-другому!» Приходится занимать позицию, что называется, «и нашим и вашим», и в то же время сохранять что-то свое. Если это красиво и это нравится не только мне, но и другим, то почему я должен от этого отказываться? Да, конечно, мы академия, у нас свои задачи — задачи учительские. Когда старчики наши начинают говорить: «У нас надо петь Обиход!» — приходится возражать: ведь у нас так называемые «десятки» (все студенты семинарии для прохождения богослужебной практики разделены на так называемые «десятки», или богослужебные группы, в составе которых в обязательном порядке уставщик и регент) на это есть. Зачем уже из праздника делать обиходный вариант? У нас и так мало исполняется из того богатства, которое можно вынести и показать. Конечно, бывает разный состав хора, а значит, и разное качество звучания, приходится смиряться. Наш хор состоит из тех людей, которые пришли поступать. Из академии редко бывают, 2 — 3 человека — патриоты хора. В основном это семинаристы. Начинают петь — первый год еще как-то ходят, а дальше все сложнее и сложнее. Появляются свои задачи: написать дипломную работу или элементарно заработать для семьи.
— Что, по-вашему, является главным в церковном пении? На что регент должен обращать больше внимания?
— Благоговение — главное, наверное. Будет благоговение — будет все. Вышколить каждую ноточку, чтобы был дух внутри. Чувство благоговения к святыне — вот что должно быть! Тогда у человека пропадает, прежде всего, гордость. Надо каждому быть внимательным к тому, что он делает. Если нет внимания — нет ни молитвы, ни правильного исполнения слова, ни вокала — ничего.
Быть в Церкви — вот главное. Мы говорим, что пение — это богословие в звуках.
— Какие задачи вы ставите перед певчими?
Самое главное — чтобы люди, исполнив песнопение, почувствовали, что они его не просто пропустили через себя, а этим принесли радость людям, приходящим в храм.
Можно условно разграничить: вот наша область — клирос, а вот с ней граничит область народа и диакона. Наша задача — сделать так, чтобы эта грань была незаметной. Человек, приходящий в храм, не должен терпеть крики и вопли, раздающиеся на клиросе. В наших условиях, когда на клиросе стоит сорок человек, один другого подхлестывает, волей-неволей пение может быстро превратиться в крик, если это постоянно не контролировать.
— С какими трудностями в хоре вам приходится сталкиваться чаще всего? Как вы их преодолеваете?
— Дикция. Первый бич больших коллективов. Одно дело — вызубрить песню, а когда идет богослужение — мы сталкиваемся с новыми текстами: новая Минея, новая Триодь. Преодолевать приходится по-разному, где словом, а где и делом. Примером своим показываю, как этого надо добиваться.
Помимо дикции еще многое и многое:
— да здесь, что ни возьми, над всем надо работать.
Сложно сказать, какие из методов являются ключевыми. Есть хорошо поющие ребята и чисто интонирующие. Вот и получается, что кто-то ведущий, а кто-то ведомый, кто-то поющий, кто-то «вопиющий, взывающий и глаголющий»… благодаря тому и поют все. Дали тебе стадо, и веди его. Поэтому одна служба получилась хорошо, другая не очень. То у тебя нет настроения, то у них что-то такое, где-то солнышко, а где-то и дождь. Это живой организм!
По-настоящему, за час до богослужения надо бы помычать, проворчать, распеться. Только тогда можно как-то начинать петь на службе. А у нас так получается, что на «Херувимской» и «Милость мира» мы только распеваемся — а потом уже и служба кончилась.
— В наши дни становится популярным такое явление, как концерт русской духовной музыки. Какие из хоров Троице-Сергиевой Лавры принимают участие в концертной деятельности? Как часто бывают такие выступления? Как вы относитесь к таким выступлениям?
— Послушание, от которого никуда не деться! В концертной деятельности принимают участие разные хоры: хор отца Матфея, мой хор, и малым и большим составами. Приходится петь концерты везде — в городах, областях, районах, селах. Это может быть богослужение, а потом концерт на сцене. Слово Божие звучит и на площадях, и в домах. Единственное, к чему следует подходить с осторожностью, это подбор концертного репертуара. Я имею в виду доступность исполняемых текстов. Набор музыки, непонятных слов — это для простого человека тяжело. Поэтому лично я люблю концерты нестрогого типа. Мы споем 3 — 4 песнопения, а потом переходим на канты, на что-то патриотическое, народное.
— Вы выделяете из своего хора концертный состав или на концертах поют все?
— В нашем хоре поют разные люди. Есть понятие «база», на основе которой держится состав, а есть также и приглашенные, потому как не всех можно взять в поездки. Часть состава приходится оставить, ведь и здесь надо богослужения совершать. Общее количество поющих — 40 человек, но, условно говоря, по одному никто не споет. Вот в этом и есть свои сложности.
— Как вы оцениваете общий уровень церковного пения в Троице-Сергиевой Лавре на сегодняшний день? На ваш взгляд, какой период времени можно считать периодом наибольшего расцвета для хора Лавры? Чем это обусловлено?
— Здесь школа и в то же время монастырь. Это накладывает определенный отпечаток. Всегда мы говорим, что раньше было лучше. Я не сторонник говорить о расцвете и затухании. Наверное, всегда есть люди, которым кажется, что раньше было лучше. Я всем одно говорю: «Братцы, не унывайте, Господь сильнее и мудрее нас!» А сейчас уровень пения такой, каков уровень общей культуры. Кто-то уходит, кто-то появляется, все равно живем, все равно что-то делаем.
— Отец Никифор, помимо того, что вы являетесь регентом в Лавре, вы также автор духовных сочинений и автор-составитель многих нотных сборников. Когда вы этим стали заниматься?
— Сначала я ходил с мамой за ручку в церковь, потом я стал маму водить за ручку в церковь. Это в прямом смысле. Я просто этим живу. Что-то получается, а что-то не очень. Днями и ночами сидел, составлял эти сборники, переписывал, чтобы все красиво было. Приходилось искать возможность как-то издавать. А теперь этим живем.
Здесь, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, царит благоприятная духовная атмосфера. Каждый приходящий может найти здесь духовный вектор, на который стоит ориентироваться. Хочется еще раз отметить те положительные моменты, которые поставлены на высокий уровень, — это сильная певческая школа, усердная педагогическая работа, крупная издательская деятельность и, что является самым главным, — здесь ощущается теплое молитвенное предстательство покровителя святой обители — Преподобного Сергия, игумена Радонежского.
Беседовал Константин Карманов
Стих-наказ вокалисту
Чтоб красиво петь до гроба,
Купол сделайте из нёба,
Станьте полым, как труба,
И начните петь со лба.
Ощущайте точки две:
В животе и в голове,
Напирайте на живот
И пошлите звук вперёд.
Чтобы петь и не давиться,
Не забудьте удивиться:
Вдох короткий, как испуг,
И струной тяните звук.
Если вы наверх идёте,
Нужно глубже опирать,
Всех тогда переорёте,
Хоть и незачем орать.
Если вниз идёте вы,
Не теряйте головы,
Не рычите, точно зверь,
Открывайте мягко «дверь».
Что такое звук «прикрыть»,
Очень трудно объяснить.
Чтоб прикрытие найти,
Нужно к «е» прибавить «и».
«А» — где «о», «о» — где «у»,
Но не в глотке, а во лбу,
И со лба до живота —
Лишь провал да пустота.
Пойте мягче, не кричите,
Молча партию учите;
И — не слушать никого,
Кроме Бога Одного!
Архимандрит Матфей (Мормыль),
регент Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Источники:
Часть 1 — http://www.obitel-minsk.ru/obitel-minsk_oid590299.html;
Часть 2 — http://www.obitel-minsk.ru/obitel-minsk_oid590306.html.