архимандрит Макарий (Веретенников)
В утренней предрассветной мгле 15 сентября 2009 года двенадцать ударов лаврского колокола печально возвестили о кончине насельника Троице-Сергиевой обители, знаменитого регента архимандрита Матфея, заслуженного профессора Московской Духовной академии. Он отошел ко Господу на 72-м году жизни после продолжительной болезни.
Архимандрит Матфей (в миру – Лев Васильевич Мормыль) родился 5 марта 1938 года в станице Архонской в Северной Осетии в семье крестьян. Крещен был 15 апреля 1938 г. в православном Ильинском храме города Орджоникидзе. В сентябре 1945 года поступил в среднюю школу в станице Архонской, которую окончил в 1955 году с оценками «хорошо» и «отлично». С 20 июля 1955 года по 25 июля 1956 года он был псаломщиком в Александро-Невском молитвенном доме станицы Архонской Ставропольской епархии.
Начало духовному образованию архимандрита Матфея было положено в Ставропольской Духовной семинарии, в которую он поступил в 1956 году сразу во второй класс. Окончил он Семинарию по первому разряду, в его характеристике говорится: «Хороший нравственный юноша. Старательный. Способный. Был регентом семинарского хора». По окончании Семинарии он короткое время был псаломщиком в Никольском храме города Ессентуки и в том же 1959 году поступил в Московскую Духовную академию. 11 сентября 1961 года студент III курса Академии Лев Мормыль подал прошение ректору Академии протоиерею Константину Ружицкому, испрашивая благословение перейти «в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, оставаясь в то же время студентом родной нашей Академии». Он поступил в Лавру вместе с Сергеем Лозинским [1]. Монашеский постриг студента Л. Мормыля совершил 19 декабря 1962 года наместник Лавры архимандрит Пимен (Хмелевский), назвав его во имя апостола Матфея († 60; пам. 16 нояб.). Отец Матфей особо чтил своего небесного покровителя и всегда в день памяти апостола Матфея торжественно совершал Всенощное бдение и Божественную литургию, а на клиросе пел хор, мастерством которого он жил.
30 марта 1963 года он был рукоположен в храме Антиохийского подворья архиепископом Леонидом Можайским (Поляковым) в сан иеродиакона. С 1961 года – уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, руководитель объединенного хора Лавры и Московской Духовной академии и семинарии. В 1963 году он окончил Академию, успешно защитив кандидатскую диссертацию на тему: «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов» (Загорск. Троице-Сергиева Лавра, 1962-1963 уч. год. 274 стр.).
Был оставлен в качестве преподавателя по Церковному уставу. Распоряжением от 6 декабря 1963 года И.В. Воробьев был освобожден от ведения уроков Священного Писания во втором классе Семинарии, которые были поручены иеродиакону Матфею. В письме на имя Патриарха Алексия J от 26 марта 1964 года за подписью ректора Академии протоиерея Константина Ружицкого и секретаря Совета Академии протоиерея Алексия Остапова испрашивалось благословение на рукоположение преподавателя иеродиакона Матфея в сан иеромонаха. «Иеродиакон Матфей состоит преподавателем Церковного устава и Священного Писания Ветхого Завета в Семинарии, а также регентом правого хора. Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Пимен поддерживает данное ходатайство Академии». 17 марта последовала резолюция: «Согласен ПА». 29 марта 1964 года в Покровском академическом храме иеродиакон Матфей был рукоположен в сан иеромонаха епископом Варфоломеем (Гайдаровским).
В 1964 году Академия отмечала 150-летие своего пребывания в обители преподобного Сергия, и на престольный праздник Покрова 14 октября 1964 года молодой преподаватель был награжден Патриаршей грамотой [2]. В это время нагрузка отца Матфея была такова: дежурный преподаватель на будних службах в Академическом храме^ в праздничные дни он управлял вторым академическим хором [3]. В Лавре управлял любительским смешанным хором, братским хором. С июля 1961 года управлял народным хором, который пел ежедневные ранние Литургии в Трапезном храме. 1 августа 1963 года он назначен регентом лаврского хора. 22 ноября 1964 года наместник архимандрит Пимен издал распоряжение, в котором говорилось: «В целях улучшения монастырского клиросного пения старшим регентом Троице-Сергиевой Лавры назначается иеромонах Матфей (Мормыль). Помимо управления братским хором в обязанности о. Матфея входит всестороннее наблюдение за строгостью, благоговейностью и церковностью клиросного пения в Лавре, а также устройство систематических спевок с братией из числа поющих на клиросе». 14 декабря 1964 года на Филаретовском акте иеромонах Матфей прочел доклад «Митрополит Филарет (Дроздов) и Московская Духовная академия» [4].
24 апреля 1965 года троицкий насельник был награжден наперсным крестом, 18 апреля 1968 года возведен в сан игумена. В 1968 году Русская Церковь праздновала 50-летие восстановления Патриаршего Престола в России. На торжества прибыли Предстоятели автокефальных Церквей. Иерусалимский Венедикт наградил игумена Матфея орденом Святого Креста Иерусалимской Церкви, а Патриарх Алексий I – орденом благоверного князя Владимира III степени. В 1969 году Совет Академии выразил благодарность отцу Матфею «за труды в подготовке и проведении Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами, проходившей в Троице-Сергиевой Лавре с 1 по 4 июля 1969 года». 25 апреля 1970 года была получена последняя награда от Патриарха Алексия I (†17 апреля 1970) – крест с украшением.
«25 февраля 1970 года исполнилось 100 лет со дня освящения академического храма. 17 февраля после полдника в актовом зале состоялось открытое заседание Совета Академии, посвященное этому юбилею. С докладами выступили игумен Матфей – «О духовном значении храма»…» (Текст см. в Приложении).
В 1971 году на Поместном Соборе Русской Церкви был избран новый Предстоятель Русской Церкви – Патриарх Пимен. Совет Московской Духовной академии на своем заседании от 14 июня выразил отцу Матфею благодарность за «участие в работах по подготовке и проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года». 11 июля 1971 года ректор Академии епископ Дмитровский Филарет возвел его в сан архимандрита в академическом Покровском храме. В Указе от 14 ноября 1971 года архимандрит Матфей был назначен [5] «Определением Его Святейшества… уставщиком и главным регентом Троице-Сергиевой Лавры и одновременно регентом правого хора».
С 1963 по 1974 год отец Матфей преподает в Семинарии Церковный устав, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, Литургику. При этом ведется постоянная работа с хором. М.X. Трофимчук так описывает выступление хора на Филаретовском вечере в Академии в 1967 году: «Объединенный хор Лавры и академии под управлением отца Матфея (Мормыля) исполнил несколько церковных песнопений». Это выступление явилось генеральной репетицией в присутствии Патриарха Алексия перед грамзаписью [6].
С 1969 по 1974 год он был одновременно преподавателем Регентского класса. В 1972 году был подготовлен сборник «Песнопения осмогласия для мужского хора Обиходного распева» (Загорск, 1972. 50 с.). На обороте титульного листа указаны имена составителей: Архимандрит Матфей (Мормыль), священник Алексий Ширинкин, Матвеев Н.В., Трофимчук М.X. Текст был перефотографирован, отпечатан, фотографии склеены и переплетены. Данный сборник является поныне учебным пособием для студентов Семинарии.
За пожертвованные в библиотеку Академии книги архимандриту Матфею в 1972 году была выражена благодарность: «Совет Московской Духовной академии и семинарии приносит Вам сердечную благодарность за пожертвование в библиотеку нашей Академии». Позднее, в 1974 году ему вместе с игуменом Макарием (Васькиным) и архидиаконом Борисом (Бален-де-Балю) Советом Академии была выражена благодарность «за работу в библиотеке». В 1974-1977 годах архимандрит Матфей был благочинным Лавры. Ко дню святой Пасхи в 1979 году был награжден Патриаршей грамотой. С мая месяца 1983 года и до последних дней архимандрит Матфей являлся членом духовного собора Лавры.
С 1983 года читал лекции по Литургике в Академии (I и II курсы), а также Священное Писание Нового Завета (IV курс). На итоговом совещании педсовета Академии в 1984 году было объявлено о присуждении архимандриту Матфею звания доцента. В декабре 1984 года подал прошение в Совет Академии об утверждении темы магистерской диссертации «Двунадесятые праздники: история и богословие». В этом контексте можно рассматривать тему его доклада на академическом акте в 1984 году: «Эортология и богословие Рождества Христова» (ЖМП. 1985. № 1. С. 71-78; №2. С. 64-66). В 1985 году Московская Духовная академия, история которой восходит к Славяно-греко-латинской академии, праздновала свое 300-летие. Отец Матфей к этому торжеству был удостоен Патриаршей грамоты.
В 1987 г. в Академии в день летней памяти преподобного Сергия прошла конференция, посвященная 350-летию со дня основания Троице-Сергиевой Лавры [7]. Отец Матфей выступил на ней с докладом «Литургические традиции Троице-Сергиевой Лавры», который затем был опубликован в «Богословских трудах» (М., 1989. Сб. 29. С. 195-200). В связи с этим юбилеем Патриарх Пимен наградил отца Матфея орденом преподобного Сергия II степени, а еще ранее – орденом князя Владимира II степени (1976 г.)
В рамках празднования 1000-летия Крещения Руси в Русской Церкви в различных странах прошли научные конференции и праздничные мероприятия. Евангелическая Церковь Германии провела научную конференцию в мае 1987 года в Тутцинге. На конференцию были приглашены различные ученые, «которые благодаря своим историческим, философским и теологическим публикациям пользуются огромной репутацией среди экспертов и членов нашей Церкви», – говорится в присланном архимандриту Матфею в 1986 году письме-приглашении. При этом подчеркивалось, что к таким ученым относится и он.
В год празднования 1000-летия Крещения Руси Святейший Патриарх Пимен своей резолюцией от 31 января утвердил архимандрита Матфея в звании профессора в связи с пятидесятилетием. Сразу после юбилейных торжеств архимандрит Матфей 9 июня 1988 года был удостоен высокой патриаршей награды – правом ношения второго креста, который возложил на него Митрополит Ростовский Владимир.
В январе 1988 года последовала поездка в Израиль для концерта в связи с проведением выставки, посвященной 1000-летию Крещения Руси. Следующая поездка во Святую Землю была в 2000 году в связи с празднованием 2000-летия христианства. Хору под управлением отца Матфея рукоплескали во Франции, Германии. В странах Западной Европы познакомились с лучшими традициями русского церковно-певческого искусства. Приходилось петь и на Патриарших богослужениях в Москве, а также в других городах и епархиях. В 2001 году с 14 по 16 сентября «хор Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной академии под управлением архимандрита Матфея сопровождал Святейшего Патриарха Алексия II в его поездке по Тульской епархии» [8].
В письме Святейшему Патриарху Алексию II от администрации Вологодской области от 06.07.93 говорится: «Позвольте выразить Вам нашу искреннюю признательность за ту духовную радость, которую мы испытали во время посещения Вологодской земли братским хором Троице-Сергиевой Лавры, который по Вашему благословению дал жителям Вологодчины прикоснуться к великому наследию русской духовной музыкальной культуры. Выступления хора оставили в памяти всех, кто имел счастье его слышать, неизгладимые воспоминания о встрече с той частью русской культуры, к которой наш народ был лишен возможности прикоснуться долгое время».
В именинном поздравлении ректор Академии епископ Дмитровский Филарет писал в 1993 году: «Вместе с самыми теплыми благопожеланиями выражаю Вам чувства глубокой признательности и благодарности за Ваш многолетний и преподавательский труд в Московских Духовных Школах и не менее самоотверженный труд главного регента Лавры преподобного Сергия. Ваша педагогическая и регентская деятельность снискала Вам глубокое уважение как среди нашей учащейся молодежи, братии Лавры, так и среди широких кругов церковной общественности Москвы и далеко за ее пределами».ъ
Святейший Патриарх Алексий II в своем письме архимандриту Матфею от 29 июня 2004 года писал: «Сердечно благодарю Вас и возглавляемый Вами хор за участие в праздничном концерте, состоявшемся 11 июня с. г. в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя по случаю празднования Нашего 75-летия и Дня Патриаршей интронизации. Своим мастерством Вы сделали этот вечер праздником духовного единения как церковных, так и светских людей. Концерт произвел на всех присутствовавших неизгладимое впечатление, стал поистине кульминацией юбилейных торжеств». Патриарх Алексий II наградил отца Матфея орденом благоверного князя Даниила Московского III степени (1998 г.) в связи с 60-летием и святителя Макария, Митрополита Московского II степени (2008 г.) в связи с 70-летием. С 2004 года отец Матфей является заслуженным профессором МДА. В последние годы он возглавлял церковно-практическую комиссию в Академии.
В наше время в результате канонизаций Русской Церкви прославлено множество отечественных святых, которым необходимо составлять службы. Для этого решением Синода от 16 октября 1989 года была учреждена Синодальная богослужебная комиссия во главе с митрополитом Харьковским Никодимом, в состав которой был включен архимандрит Матфей. 27 декабря 1995 года она была реорганизована и ее председателем стал епископ Орехово-Зуевский Алексий. Будучи членом Синодальной богослужебной комиссии, архимандрит Матфей принимал активное участие в составлении служб новоканонизованным святым. Требования к составляемым богослужебным текстам многосторонни – необходимость соответствия содержанию жизнеописания святого, стилистика церковнославянского языка, соответствие гимнографического текста особенностям церковного пения. Поэтому, чтобы отшлифовать новосоставленный литургический текст, его порой бывает необходимо пропеть. Во всем этом активно участвовал лаврский регент, уставщик, знаток Церковного устава – архимандрит Матфей.
В конце XIX – начале XX века в Лавре подвизался иеромонах Нафанаил [9], гармонизации которого исполняются ныне хорами Лавры и Академии. Теперь мы можем сказать, что в конце XX – начале XXI века в Лавре подвизался архимандрит Матфей, который много сделал для создания современного репертуара монастырского пения [10]. В этом отношении плодотворным было его сотрудничество с церковным композитором отцом Сергием Трубачевым († 1995). «Архимандрит Матфей был первым слушателем и рецензентом его сочинений. Для хора о. Матфея были созданы отдельные песнопения из служб Погребения Пресвятой Богородицы, Пассии, Последования Царских часов, Рождества Христова и Утрени Великого Пятка <…> Вместе с о. Матфеем были написаны песнопения к службе в память 1000-летия Крещения Руси» [11].
В 2007 году произошло объединение нашей Церкви с Зарубежной. На личном уровне у отца Матфея такое объединение произошло значительно раньше. Он давно уже общался с зарубежным духовенством, происходил обмен нотными произведениями, встречи и т.д.
…Гроб с телом почившего был установлен в Духовском храме, где братия постоянно читала Святое Евангелие. 18 сентября после братского молебна гроб был перенесен в Успенский собор. Божественную Литургию служили Ректор Академии архиепископ Верейский Евгений, Наместник Лавры архиепископ Феогност, епископ Барнаульский Максим, епископ Брянский Феофилакт, епископ Саратовский Лонгин, епископ Гатчинский Амвросий, епископ Бронницкий Тихон и епископ Серафим. Молились архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий и архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, а также братия Лавры и множество духовенства и все учащиеся Московских Духовных школ.
Перед началом отпевания архиепископ Феогност произнес слово. Он подчеркнул, что у старцев есть духовные дети, ученики. Старчество отца Матфея было особенным. Он был верным чадом Церкви Христовой, он был правдив, не лукавил, был искренним, научив многих церковному пению. Мы благодарны Богу за его пример. Не все приехали сегодня в Лавру на отпевание отца Матфея, но во многих епархиях сегодня молятся о упокоении его души. Затем он зачитал соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священноархимандрита Троице-Сергиевой Лавры:
«Ваше Высокопреосвященство!
Скорбью отозвалось в моем сердце известие о кончине одного из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Матфея (Мормыля). Отец Матфей на протяжении многих десятилетий нес послушание в стенах обители преподобного Сергия, не словом, но самим делом являя пример христоподражательного подвига терпения, любви и твердости в вере.
Его труды на ниве сохранения и преумножения сокровищ духовного пения, участие в работе по составлению служб новопрославленным святым нашей Церкви стяжали ему уважение не только среди братии Лавры, но и далеко за пределами монастыря.
Заботами почившего пастыря братский хор Лавры получил поистине мировую известность, став еще в советские годы ярким свидетельством преемства монашеского подвига, соединенного с творческим осмыслением традиций церковного регентства и хорового исполнительского мастерства. В эпоху гонений на веру и Церковь это было одной из самых действенных форм проповеди православной веры как в нашем Отечестве, так и по всему миру.
Покойный немало сил и времени уделял подготовке будущих пастырей. На протяжении многих лет он щедро делился с воспитанниками семинарии и студентами академии знаниями в области Нового Завета, Церковного устава и церковного пения.
Длительное время он мужественно и стойко боролся со своим недугом, черпая силы в молитве и возлагая упование на милость Божию, памятуя, что «надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5, 5).
В этот печальный день возношу сугубые молитвы Владыке жизни и смерти, моля Его, дабы Он даровал верному Своему рабу архимандриту Матфею упокоение от трудов праведных и вселил его душу «на месте злачнем и прохаднем».
Выражаю соболезнование Вам, владыко Феогност, всем насельникам Троице-Сергиевой Лавры и всем, кто лично знал покойного пастыря и ревностного инока.
Вечная память новопреставленному рабу Божию архимандриту Матфею.
+ Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси».
На отпевании архимандрита Матфея пел братский хор, академический, а также женский состав смешанного хора Лавры.
Перед выносом гроба литию совершил архиепископ Евлогий, затем – шествие вокруг Успенского собора. Перед преданием тела земле литию совершил архиепископ Алексий Орехово-Зуевский, затем – епископ Саратовский Лонгин. В конце братский хор исполнил песнопения Пасхи, стихиры русским святым, текст которых составил святитель Афанасий (Сахаров; † 1962; пам. 15 окт.), а отец Матфей положил их на ноты подобна «Доме Еврафов». Погребен почивший отец архимандрит у Духовского храма в Лавре. На табличке на дубовом кресте надпись гласит: «Архимандрит Матфей (Мормыль). 5.03.1938 – 15.09.2009 г.» [12]. Во время последовавшей затем поминальной трапезы зачитывались поступившие в Лавру телеграммы с соболезнованиями. После кончины отца Матфея на радиостанции «Радонеж» прошел ряд передач о нем.
Архимандрит Матфей управлял лаврскими хорами Троице-Сергиевой Лавры более 40 лет. С ним связана целая эпоха в истории русского богослужебного пения. Своими неустанными трудами он преумножил многие таланты, дарованные ему от Господа. Его творческий путь был наполнен большими трудами, начинаниями и свершениями. Начиная с конца 60-х годов XX века он украсил важнейшие церковные торжества песнопениями праздничных концертов, а также записями грампластинок. Не имея специального образования, но горя любовью к Богу, он не только максимально развил свой талант, но и сумел воспитать как первоклассных регентов и певцов студентов, которые впоследствии стали архипастырями и пастырями нашей Церкви. Нотные сборники песнопений, составленные отцом Матфеем, имеются ныне во многих православных храмах и монастырях Русской Церкви, а также и зарубежья.
Он не только учил петь, но более всего прививал любовь к богослужению, учил жизни во Христе. Несмотря на свою требовательность и подчас суровость по отношению к певчим, отец Матфей любил их отеческой любовью и они отвечали ему тем же. Как необыкновенно звучал хор под его руководством! Только этому хору присуща стилистическая манера, созданная отцом Матфеем. Этот стиль – совершенно особенный; молитвенный дух сразу охватывает всякого человека, слышащего этот хор, поющий поистине едиными усты и единым сердцем. Его личность и творческое наследие несомненно станут предметом тщательного изучения в последующее время.
Вечная память архимандриту Матфею!
Источник: Макарий (Веретенников), архим. Честнии друзи Божии: Сборник статей к 60-летию автора и к 15-летию его сотрудничества в журнале «Альфа и Омега». – М., 2011. С. 276-288.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Принял монашество с именем Марк; скончался игумен Марк (Лозинский) в 1973 году.
[2] Трофимчук М.X. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. С. 277.
[3] Там же. С. 270.
[4] Там же. С. 282.
[5] Там же. С. 330.
[6] Там же. С. 316-317.
[7] Там же. С. 491.
[8] Впечатления студента-хориста см. в журнале «Встреча» (2002. № 1(15). С. 63).
[9] См. о нем: Протодиакон С. Голубцов. Жизнь и судьба иеромонаха Нафанаила // Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002-2003. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления Богослужения. Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. М., 2006. С. 148-158; Иеромонах Нафанаил (Бочкало). Всенощное бдение. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. С. 8-15.
[10] Укажем некоторые подготовленные им издания: Последование Страстей Христовых. Утреня Великого Пятка. Для однородного хора / Сост. архим. Матфей (Мормыль). М., 1997. 104 с.; Всенощное бдение. Неизменяемые песнопения для монастырских хоров / Сост. архим. Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева Лавра, 1999. 492 с. Книга имеет надзаголовок: «Посвящается 2000-летию Рождества Христова. Из репертуара Свято-Троицкия Сергиевы Лавры». С таким же надзаголовком издано «Акафистное пение Иисусу Сладчайшему» / Сост. архим. Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева Лавра, 1999. 47 с.; Песнопения Страстной Седмицы. Нотный сборник для монастырских хоров / Сост. архим. Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева Лавра, 2000. 424 с.; Песнопения Постной Триоди. Нотный сборник для монастырских хоров / Сост. архим. Матфей (Мормыль). Ч. 1: Подготовительные недели к Великому Посту, Ч. 2: Первая седмица Великого Поста, Ч. 3: Пассии. Троице-Сергиева Лавра, 2000. 269 с.; Последование Страстей Христовых. Утреня Великого Пятка. Для однородного хора / Сост. архим. Матфей (Мормыль). Изд. 2-е исправл. М., 2003. 107 с.; Песнопения Божественной Литургии для однородного хора / Сост.: архим. Матфей, игум. Никифор. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, 2006. 175 с.
[11] Диакон С. Трубачев. Полное собрание Богослужебных песнопений. — М., 2007. Т. 1. С. 8.
[12] По прошествии некоторого времени деревянный крест был заменен на новый, из черного гранита. На его горизонтальной перекладине выгравированы слова пасхального приветствия: «Христос Воскресе!».
Фото из медиаархива Троице-Сергиевой Лавры