Отец архимандрит Матфей, блаженную кончину которого отмечает наша Церковь, есть, действительно, особый духовный мир, который Бог благоволил открыть нашей Церкви на рубеже двух столетий и тысячелетий. Очень трудно, конечно, говорить о внутреннем мире этого человека, он подобен бескрайнему океану, который покрывает собою великое множество приходящих к нему людей, и каждый по-своему переживает это прикосновение к глубине его внутреннего мира. Как мне кажется, самое главное, о чем сегодня можно свидетельствовать, это его глубокая-глубокая верность тому призванию Божию, которое он всегда слышал в себе, и на которое он отвечал каждое дыхание своей жизни, каждое ее мгновение. Вопрошать Бога о том, чтобы узнать, каков замысел Божий о себе, находить ответ на этот вопрос с помощью Божией и быть верным ему – это основное из всех наших человеческих призваний. Он был уникальной личностью в этом призвании, потому что он был призван славословить Бога. Об был призван стать живым органом Святого Духа, и вот этому призванию он был верен. Он мог по-человечески очень увлекаться той бездной и глубиной возможностей, потому что дарования благодати Святого Духа так безграничны, что он мог увлечься и этим многообразием. Но в то же время он понимал значимость какого-то центрального дела, которое он, видимо, должен был исполнить, потому что на его долю выпало передать, как бы на выжженной пустыне, на послепожарище, начатки немеркнущего света, негибнущей жизни, которая выражается в духе славословия – человеческой благодарности Творцу за все, что им посылается: за испытания и в радости, за испытания в лишениях и скорби. И он сумел это сделать очень достойно, очень красиво, очень благородно. И мне приходилось, особенно в бытность мо наместником Троице-Сергиевой Лавры видеть вот эту могучую силу его благодарного человеческого духа, осененного благодатью Святого Духа Утешителя. Как он вовлекал в это молодежь, простых ребят, которые приходили, не имея специального музыкального образования, просто так же, как и он, чувствовали (как некогда, может быть, пророк и псалмопевец Давид) Божий зов и Божие призвание. И как он сумел вдохнуть в глубины духа человеческого трепетное вслушивание в касание струн человеческого сердца Божией силы и Божией благодати, и люди начинали петь и славить Бога единым сердцем и единым Духом. Такое сотворчество вызывало огромный духовный резонанс во всех тех, кто касался к этому откровению, этому действию. Это был простой народ, который приходил на лаврские богослужения, или даже внешние люди. Когда появилась возможность в период празднования 1000-летия Крещения Руси выезжать из Советского Союза за границу, этот живой орган глубины движения человеческого духа в любви к Творцу стал слышен и за пределами России. Это производило, конечно, огромное впечатление, и вызывало восторг.
Мне памятно время, когда, во время подготовки к 1000-летию Крещения Руси, по благословению Священного Синода и в соответствии с решение комиссии по проведению этого праздника, был подготовлен целый список к записи церковных песнопений с различных регионов нашей Церкви. Отец Матфей, просмотрев этот список, не увидел там Троице-Сергиевой Лавры, потому что до этого уже было записано много пластинок с исполнением хора лавры. Но в это время мы готовились к празднованию 650-летия основания Лавры, и он сумел организовать и хор, и определенные силы по звукозаписи в издательском отделе у владыки митрополита Питирима, и привлек спонсоров к тому, чтобы можно было издать еще одну пластинку с песнопениями Троице-Сергиевой Лавры. Вот как раз в это время была произведена запись, посвященная прославлению Пресвятой Богородицы, которая до сегодняшнего дня остается любимым диском церковных песнопений, часто звучащим во всех православных семьях.
Да, действительно, об отце Матфее можно сказать словами псалмопевца пророка Давида (а лучше сказать, словами Того, Кто вдохновил душу этого пророка): «Пою Богу моему, дондеже есмь». И это пение – оно нескончаемо, вечно. Оно началось в его христианском детском сердце и продолжается сейчас на небесах. Оно звучит могучим звуком в сердцах миллионов нынешних современных православных христиан, и еще будет звучать столько, сколько Бог благословит, передавая из поколения в поколение то музыкальное духовное наследие, которое он сохранил и передал в сокровищницу литургической жизни нашей Церкви.
Да упокоит Господь душу его в селениях праведных, и сподобит и нас в оный светлый день по Воскресении всеобщем составить единый лик воспевающих славу Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Митрополит Алексий (Кутепов)